Сегодня система со скромным сокращением ESP® (Electronic Stability Program) является мировым технологическим стандартом. Она помогает водителю удержать автомобиль на траектории, заданной углом поворота рулевого колеса в динамически критических ситуациях, избирательно подтормаживая одно или несколько колес и, при необходимости, регулируя крутящий момент двигателя.

Инновация была разработана совместно Daimler-Benz и Bosch. В 1980-х годах независимо друг от друга обе компании искали решения, направленные на обеспечение большей устойчивости автомобилей при вождении в критических ситуациях, а в 1992 году объединили свои разработки в единую команду. Результаты их работы были представлены как система Dynamic Handling Control (FDR) в 1994 году.

A94F377.jpg

15 марта 1994 года компания Mercedes-Benz представила новую систему управления динамикой автомобиля FDR, разработанную совместно с Bosch, в Аръеплоге, Швеция.
Год спустя она была практически реализована как система курсовой устойчивости ESP®.

С мая 1995 года электронной системой курсовой устойчивости ESP® в качестве стандартной опции стали комплектоваться купе S600 (модельный ряд 140). Седаны S600 (W140) и родстеры SL600 (R 129) с двигателями V12, стандартно оснащённые ESP®, появились в сентябре 1995 года. С этого же времени ESP® стала доступна в качестве дополнительной опции для седанов и купе S-класса и SL-класса с двигателями V8. Затем к этому списку добавилась модель E420 серии 210 - с момента её выхода на рынок в январе 1996 года.

A95F52.jpg

Система ESP® (Electronic Stability Programme) была впервые представлена в 1995 году на купе S-Класса модельной серии 140.
Фотография из пресс-релиза ESP®, разработанного совместно с Bosch, на замерзшем озере в Швеции за Полярным кругом 15 марта 1994 года, предоставлена Daimler AG

Толчком к быстрому развитию систем помощи при вождении и их массовому внедрению стали испытания Mercedes-Benz A-Class модельного ряда 168 под названием «Mous Accident Test» в октябре 1997 года. Во время теста при попытке выполнения резкого маневра компактный автомобиль, управляемый шведским журналистом, превысил свои динамические ограничения и опрокинулся. После неудачного первоначального результата компания решила эту проблему. Поставка А-класса была отложена на двенадцать недель, а система ESP® была установлена на все автомобили в качестве стандартного компонента. Повторные испытания дали превосходный результат: теперь А-класс показал себя лучше конкурентов даже в экстремальных тестах.

A97F5184.jpg

Mercedes-Benz A-Class (модельный ряд 168), тест-драйв ссистемы ESP®, 1997.

A97F5185.jpg

В 1999 году Mercedes-Benz стал первым в мире производителем, который представил ESP® в качестве стандартной функции для всех своих модельных рядов. После этого, согласно статистике ДТП, количество легковых автомобилей Mercedes-Benz, попавших в дорожно-транспортные происшествия с серьезными последствиями, сократилось более чем на 42 процента, в то время как показатель для моделей других марок снизился только на 13 процентов. Эта эффективность убедила других: все больше и больше производителей стали следовать примеру бренда с трёхлучевой звездой. Регламент ЕС, вступивший в силу в ноябре 2011 года, сделал оснащение системой ESP® обязательным для всех новых зарегистрированных легковых и коммерческих автомобилей в Европейском союзе в качестве стандартной функции. Наряду с ремнями безопасности, подушками безопасности и ABS, ESP® зарекомендовала себя как одна из самых важных систем безопасности в современных легковых автомобилях.

D557849.jpg

Mercedes-Benz Classic Insight «Интеллектуальный драйв» в Иммендингене, 25–27 сентября 2018 года.
Демонстрация программы электронной устойчивости ESP® с Mercedes-Benz CL 500 (модельной серии 140) и Mercedes-Benz A 210 (модельной серии 168) , Система помощи, представленная в 1995 году, целенаправленно тормозит одно или несколько колес в ситуациях, которые являются критическими с точки зрения динамики движения, а также при необходимости регулирует крутящий момент двигателя.

D557866.jpg

Mercedes-Benz A-Class (модельный ряд W 168) во время маневра по обходу препятствий с помощью программы электронной устойчивости ESP®.
Фото с Mercedes-Benz Classic Insight «Интеллектуальный драйв - 40 лет систем помощи» в сентябре 2018 года.

D557847.jpg


D557865.jpg


D558980.jpg


D557864.jpg

Принцип работы ESP® основан на хорошо зарекомендовавших себя технологиях антиблокировочной тормозной системы (ABS) и противоскользящего контроля (ASR), но использует еще больше данных от датчиков угла поворота, бокового ускорения и скорости рыскания. Датчик скорости рыскания производства Bosch является ключевым компонентом ESP®. Этот датчик точно определяет вращательное движение транспортного средства вокруг вертикальной оси, благодаря чему электронная система способна обнаруживать начинающийся занос автомобиля. На основании этих данных система в течение миллисекунд рассчитывает корректирующую реакцию торможения.

A97F1313.jpg

Принцип работы электронной системы курсовой устойчивости ESP®, предотвращающей занос в критических ситуациях. Иллюстрация 1997 года.

A2000F5184.jpg

Компоненты системы курсовой устойчивости ESP®. Фото 2000 года.

Материалы предоставлены Daimler AG