Pagode
[center:2srxnu80]Pagode SL[/center:2srxnu80]
В марте 1963 Международный женевский автосалон стал сценой великолепного дебюта, который позднее был широко освещен в прессе: Daimler-Benz представил модель 230 SL – новый спортивный автомобиль, который должен был воплотить в себе все достоинства предшествующих моделей 190 SL и 300 SL. Эти модели пользовались огромным успехом у покупателей, а модель 300 SL успела стать легендарной «ещё при жизни». Несмотря на схожие технические решения, модели 190 SL и 300 SL являлись воплощением разных концепций, посему нахождение общего знаменателя представлялось нелёгким занятием. В некотором смысле модель 230 SL являла собой некий компромисс: 230 SL, заводское обозначение w113, был ни «жёстким» родстером, ни «нежным» бульварным спортивным автомобилем – скорее это был удобный двухместный автомобиль класса GT с превосходной управляемостью и максимальной управляемостью. Кроме колёсной базы – «волшебная» длина в 2 400 мм осталась неизменной – новый SL не имел почти нечего общего с двумя его предшественниками. Однако, w113 не был моделью спроектированной «с нуля», многие технические решения основывались на тех же принципах, что и таковые у модели 220 SE. Например, новая модель имела несущую конструкцию, как и седан, включая идентичные конструкции передней и задней подвески. Двигатель установили от седана, увеличив степень сжатия, диаметр поршня, и тем самым увеличив объём двигателя до 2,3 литра,
Кроме стандартной 4-скоростной механической КПП, впервые в истории, модель SL стала доступна (в качестве опции) и с 4-ступенчатой автоматической КПП. А в мае 1966 у клиентов Daimler-Benz появилась возможность заказать модель SL и 5-ступенчатой механической КПП произведённой фирмой Zahnradfabrik Friedrichshafen (ZF). 230 SL был первым спортивным автомобилем имеющим кузов с жёстким коробом салона и зонами деформации спереди и сзади. Это стало возможным при применении принципов Béla Barényi, которые впервые были использованы при проектировании модели “fintail”. Кроме того, модель 230 SL могла оснащаться съёмным жёстким верхом, который имел характерную вогнутую форму - форму пагоды. Это, вероятнее, авангардное дизайнерское решение было ново и необычно в те времена и не было прохладно встречено публикой. Это маленькая деталь иллюстрировала главный принцип проектировщика – «функция определяет форму». Согласно работе Béla Barényi, форма пагоды придаёт крыше яркую чопорность, притом, что крыша выглядит «воздушной». Кроме того, намного улучшилась обзорность, вследствие увеличения площади остекления, и легкость посадки в автомобиль.
Как и её предшественницы, модель 230 SL предлагалась в трёх вариантах: родстер со складным матерчатым верхом, купе со съёмным жёстким верхом и родстер со складным матерчатым и съёмным жестким верхом. Все три версии могли, по желанию заказчика, быть оснащенными поперечным сиденьем сзади.
27 февраля 1967 года, после четырёх лет производства модель 230 SL сменила её преемница - модель 250 SL. Новая модель имела такой же дизайн, что и модель 230 SL. Основные изменения коснулись двигателя и тормозной системы, которые имели конструкцию как на модели 250 SE. Новый двигатель был оборудован системой впрыска и воздушным масляным радиатором. Его рабочий объём был увеличен на 200 кубических сантиметров посредством увеличения хода поршня. Производительность этого двигателя составляла 150 л.с., что на 10 % больше по сравнению с предшественником. Задние тормоза теперь стали дисковыми, а диаметр передних тормозных дисков был увеличен. Автомобиль теперь оснащался 85-литровым баком, вместо раннее применявшегося 65-литрового бака, что увеличивало дальность хода. К трем вариантам исполнения модели 250 SL, добавился ещё один – купе с сиденьями сзади, который был представлен на Женевском автосалоне в марте 1967 года. Дополнительное пространство для установки задних сидений появилось после того, как складной матерчатый верх и механизм его раскладки были демонтированы. Данную модель можно было бы порекомендовать для эксплуатации в мягких климатических условиях, т.к. она не имела вообще никакого верха: ни жёсткого, ни мягкого.
Спустя два года после представления модели 250 SL, она была заменена новой моделью. Когда в производство был запущен новая модель среднего класса, не только седаны и купе высшего класса, но также и модели SL начали оснащать двигателями объёмом 2,8 литра. Вследствие применения новых распределительных валов с иными фазами газораспределения, модель 280 SL, была мощнее на 10 л.с. модели 280 SE, и на 20 л.с. модели 250 SL. Кроме значка на багажнике, модель 280 SL можно было отличить по иным колёсным колпакам.
В марте 1971 года производство моделей 280 SL было прекращено. Преемницей стала новая модель 350 SL, которая представляла собой новый, совершенно иного уровня по сравнению с 280 SL, технический проект, разработка которого началась в апреле 1971.
В общей сложности 48 912 экземпляров моделей серии w113 было построено за восемь лет. Из-за характерной формы крыши модели 230 SL, 250 SL и 280 SL теперь являются общеизвестными под прозвищем «пагода SL» (в слове «пагода» ударение падает на первый слог слова).
===============================================
Кроме того, кузовное ателье Pininfarina в 1964 году изготовило (в единственном экземпляре) автомобиль на базе w113, который отличался дизайном кузова. Впоследствии этот автомобиль получил прозвище "Пагода Спрингера".
--------------------
Модели 250 SL и 280 SL в 4-местном исполнении также известны под прозвищем "Калифорнийская Пагода" ("California Pagoda").
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
В сатье имется некоторые неточности. Обязуюсь указать и исправить.