Про это можно было бы написать эссе...

))
Даже при смене машины я чувствую, что у меня нет уверенности на дороге.

Вот даже сегодня, перескочив из 203 в ML - понял, что что-то не так и надо адаптироваться.
У каждой машины - свой характер и его надо изучить. Естественно, для этого уже надо иметь навык управления автомобилем, чтобы понимать, что же вообще происходит. На своих машинах (легковые) я всегда и везде проезжал, там где было нужно. Дело практики, ну и сам автомобиль не должен быть помойкой, ну и Avantgarde - тоже иногда доставлял проблемы. Ну по пьянке

или по глупости мог что-то где-то засадить, с последующим откапыванием, но это как бы к делу не относится.
Когда я учился в автошколе (ДОСААФ N1) - халявы и спуску мне не давали... хотя мастер и забивал на меня и просто уходил на пару часов, но я зато мог спокойно отрабатывать все маневры.
Мастер потом еще меня спрашивал, а не водил ли я машину раньше...
Далее - на дороге надо быть уверенным и не совершать резких маневров и телодвижений. Естественно, нужно при этом прогнозировать ситуацию(ровно то, что написано в правилах и то, что большинство людей игнорируют). Когда ведешь уверенно машину - все учитывают это. Если ведешь себя неуверенно - все хотят тебя обскакать на своих кривых козах(иногда такое замечаю, на чем бы ни ехал, хоть на G-классе).
Еще одно. Что притупляется - с годами, дорожной обстановкой, или с утерей опыта. Внимательность. Надо вдолбить себе правила осмотрительности на дороге. Чтобы не забывать вовремя куда-то посмотреть перед совершением определенных маневров. Мой мастер в сове время просто сбивал мне все зеркала и заставлял крутить головой. Это тоже немаловажно - знать, что и где ты можешь увидеть.
К сожалению мы сейчас стали матереть и крутить головой нам уже некошерно... я уж молчу про тех, кто просто физически не в состоянии этого сделать.
Тем не менее - лучше подозревать в водителе барана и предвидеть, что он совершит глупый маневр. Ну так же, как мы и в быту можем предвидеть не очень умные поступки сограждан по ряду косвенных признаков. Никакой разницы, ибо за рулем - те же самые обыватели - наши сограждане...
Далее - повышенная скорость, плохие дорожные условия, внезапный маневр других участников движения. Это заставляет нас самих производить порой непредсказуемые действия. Вот это один из очень опасных моментов. Помогает - умение управлять своим авто в критических режимах и то же самое прогнозирование ситуации. Естественно, мы не всегда к этому готовы и навык зачастую теряется. Мастерство вождения надо поддерживать.
Нынешнее качество и количество барановодителей конечно превносит массу новых ощущений за рулем. Но зачастую нивелируется наличием пробок. Ибо если бы эти водители еще бы и двигались с приличной скоростью - это приносило бы куда большую кучу проблем.
С другой стороны пробки - расслабляют, больше половины пути я почти не трогаю руль и педали, всё происходит само собой. Хотя зачастую позволяю себе вылить эмоции на какого-либо придурка или нерадивого гаишника... это ведь тоже позволяет снять стресс от ежедневного созерцания быдла...
Касательно соблюдения правил: естественно, всё хорошо в меру. И на дороге буквоедство ни к чему, т.к. никто этих правил не знает.

Надо в первую очередь оценивать приоритетность этих правил, как для себя, так и для других, ну и осознавать масштаб последствий для кармана, здоровья, нервов.
Много бы писал, но надо уже спать. Завтра опять в командировку.
Про профессионализм и уверенность. Кто-то может сказать, что это сообщающиеся сосуды, кто-то - что это прямо пропорционально зависимые величины.
Я бы назвал это независимыми вещами, которые нужно поддерживать и культивировать в себе. Первое - это дело знаний и опыта. Второе - это состояние морального равновесия. К примеру у моей сестры стаж на несколько лет больше моего, и то она ездит как истеричка с трехмесячным стажем...
И еще раз повторюсь. Надо ездить и учиться-учиться-учиться. Чтобы самому не зазеваться и не сглупить.
По себе скажу, что через 2 года я уже очень прилично водил автомобиль. Для незашоренного человека - это вполне нормальный стаж. Хотя я смотрю на некоторых знакомых представительниц прекрасного пола, которые не поездив и года, уже лихо рассекают на близкие и далекие расстояния, но о качестве езды я бы не стал говорить. Люди ездят "без оглядки", то есть их безаварийность - лишь суть внимательности других.