Ну, наконец-то сподобился написать что-то вроде отчета по воплощению в жизнь одного из планов – прокатиться по скандинавским странам. Маршрут пролегал по всем 3-м государствам: Финляндия, Швеция, Норвегия. Если писать подробнее, то маршрут пролегал через следующие более-менее крупные города: СПб-Хельсинки-(паром)-Стокгольм-Осло-Берген-Трондхейм-Гавле-Упсала-Стокгольм-(паром)-Турку-СПб.
Таким образом, получилось, что Финляндия была практически транзитом по пути далее. Писать и рассказывать о том, как там круто, красиво и здорово не хочу, т.к. такую лекцию вам могут прочитать в любом турагентстве или в интернете. Скажу, что если вы решитесь поехать, то не пожалеете. Если вы все же задумались, что поехать стоит (и это слабо сказано), то можете читать отчет далее, т.к. он будет состоять из советов и примечательных фактов, которые помогут вам в пути.
Итак, общая вводная была следующая:
- Проехать на машине вышеуказанным маршрутом
- Забронировать только два парома: из Хельсинки в Стокгольм и из Стокгольма в Турку (сначала хотели и в Стокгольм из Турку плыть, но не было мест для машин)
- Основную еду берем с собой («тошнотики» - просто долей воды - пригодные для еды)
- Общение с аборигенами на английском
- Жить в кемпингах
- Едем на двух машинах.
Подготовка.
Ну что тут можно сказать. Есс-но закупка еды и прочих принадлежностей необходимых в дороге. С собой грузим все что нужно, а потом выкидываем из багажника самое ненужное, чтобы впихнуть остальное. Меняем денег (евро). Машину (технич. состояние) лучше проверить всю, даже те места и механизмы, в которых уверен. К сожалению, этот пункт я не выполнил не полностью, что привело к починке машины под Стокгольмом – стерлась тормозная колодка (сильно повезло, что в магазине рядом они [колодки] были в продаже) – это была единственная поломка за все время путешествия. Бронируем места на пароме туда и обратно. Желательно взять с собой: gps-навигатор, рации (для общения м/у машинами), фото/видео по желанию, карты (топографические J ), термос.
Что НЕ пригодилось в поездке, но было взято с собой: палатка, набор походной мебели, дождевики.
Далее буду писать по темам, для всех трех стран.
Дороги, вождение и т.п.
Самые лучшие дороги - в Норвегии. Покрытие практически идеальное. Хотя, конечно, во всей Скандинавии дороги лучше, чем в России J . Но норвежские дороги от дорог Швеции и Финляндии отличаются своей узостью (всего две полосы), большим количеством тоннелей, серпантинов и закрытых поворотов, а соответственно малой скоростью передвижения по ним – в основном не более 80 км/ч (максимально в одном месте видели лимит в 90 км/ч ). Достаточное количество дорог всего лишь с одной (!!!) полосой, но на них предусмотрены карманы для разъезда машин.
Порадовали дорожные службы: в случае ремонта одной из полос машины пропускают колоннами поочередно то в одну, то в другую сторону, сопровождая колонны головной и хвостовой машиной со спец сигналом – вот такая забота о людях.
Серпантины – вещь с непривычки не очень приятная. Советы следующие:
- Заранее переходим на низшую передачу, если едем вверх
- При спуске главное не перегреть тормоза. Для этого тормозим двигателем.
На собственном опыте познал, что такое перегретая тормозная система. Поверьте, это не очень приятно.
В Швеции и Финляндии более равнинные дороги.
Пару раз пришлось проехать по грунтовкам. На самом деле ничего страшного. Многие наши асфальтовые дороги намного хуже их грунтовых. По таким дорогам без проблем ехали со скоростью 60- 80 км/ч .
Поскольку в Норвегии много фьордов 2 раза пришлось переплывать на местных паромах (см. название отчета). С ними также никаких проблем нет. Все организовано и понятно.
Норвежцы не прочь нарушать правила. Легко превышают скорость и обгоняют в тоннелях.
Навигация.
Конечно, основным средством ориентирования был gps -навигатор. Но иногда он играл с нами небольшие шутки, «на ходу» пересчитывая маршрут. Поэтому и пришлось пару раз проехать по грунтовым дорогам. Помогала и карта, взятая с собой.
Совет: останавливайтесь на площадках отдыха вдоль шоссе, где есть информация, т.к. на них есть подробная карта местности, в которой вы находитесь, с обозначением кемпингов (отелей, хостелов и пр.), местных достопримечательностей и т.п. Это очень помогло при поиске ночлега и посещения различных мест. Также на щите с картой может оказаться ящик с бесплатными аналогичными картами меньшего размера, которые можно взять с собой. Также карты можно попросить в кемпингах и т.п. Используя, данные карты мы осматривали многие достопримечательности, которых нет в стандартных путеводителях.
Жилье.
Тут могу дать пару-тройку советов:
1. Начинайте искать ночлег (кемпинг, хостел и т.п.) не позднее 18:00. Скандинавы рано ложатся спать, и вы просто можете никого не обнаружить за стойкой ресепшена. Как правило, они оставляют записку с номером телефона, по которому их можно найти, но это нам особо не помогло.
2. В кемпингах и хостелах вы платите только за ночлег. Еда и постельное белье – свое. В качестве белья мы использовали спальне мешки – очень удобно J . В кемпингах встречаются два типа домиков: без санузла и с санузлом. В первом случае санузел находится в отдельном строении (все цивильно). Обычно в таких строениях горячая вода платная по времени (установлен автомат – принимает только монеты).
3. Гостиницы на порядок дороже кемпингов.
4. Количество кемпингов сильно уменьшается при приближении к большим городам.
5. В Норвегии кемпингов намного больше, чем в Швеции.
Люди.
Проблем в общении не было. Английский знают практически все.
Ориентировочные цены.
Кемпинг:
- Домик на 4-х чел без санузла - порядка 40-45 евро
- Домик на 4-х чел с санузлом – порядка 70-75 евро
Бензин (АИ95) самый дорогой в Норвегии – порядка 1,5 евро за литр. Дизельное топливо – порядка 1,7 евро за литр
Стоянка в крупном городе колеблется от 1-1,2 евро за 10 мин до 1 евро за 1 час на окраине. В небольших городах – бесплатная.
Еще советы и примечательные факты.
Если планируете ставить машину на платную парковку, заранее разменяйте банкноты на мелочь. Парковочные автоматы банкноты не принимают. Но принимают кредитные карты, номер на которых эмбоссирован (выдавлен). У нас были только VISA Electron – пришлось платить монетками.
На всех заправках установлены автоматы. Некоторые принимают VISA Electron, а некоторые нет. Но можно такой картой расплатиться за бензин в магазине при заправочной станции, если он открыт. В связи с этим поиск заправки начинали с пол бака бензина. Проблем не было.
Перевозить бензин в канистрах на пароме запрещено. Специально не проверяют, но все-таки…
В некоторых кемпингах также можно расплатиться банковской картой.
В Стокгольме в сувенирных магазинах кроме национальной валюты можно расплатиться и в евро.
Животные ДЕСТВИТЕЛЬНО переходят дороги. Шоссе не исключение.
На заправках продают вкусные хот-доги за примерно 4,5 евро. Причем можно выбрать из несколько вариантов сосисок и булок.
Грибы растут везде. Можно ли их собирать не знаю. Один раз собрали и съели – пока живы.
За парковку на месте для инвалидов штраф – 150 евро (не собственный опыт J ).
За платные дороги также платили монетками – банковские карты не принимали. Зная объездные пути, на платную дорогу можно заехать бесплатно J
Билет на паром берите с ужином. Завтрак в билет также не включен.
Места отдыха в Норвегии как правило оборудованы туалетом. В Швеции с этим намного сложнее.
Теплые вещи пригодятся.
Центры информации для туристов полезны, но закрываются рано.
Ну, вот в принципе и все. Если что вспомню - допишу.
Фотки выложены тут http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=46706638
Возможно что-то интересное не раскрыл – жду вопросов и готов ответить.
Таким образом, получилось, что Финляндия была практически транзитом по пути далее. Писать и рассказывать о том, как там круто, красиво и здорово не хочу, т.к. такую лекцию вам могут прочитать в любом турагентстве или в интернете. Скажу, что если вы решитесь поехать, то не пожалеете. Если вы все же задумались, что поехать стоит (и это слабо сказано), то можете читать отчет далее, т.к. он будет состоять из советов и примечательных фактов, которые помогут вам в пути.
Итак, общая вводная была следующая:
- Проехать на машине вышеуказанным маршрутом
- Забронировать только два парома: из Хельсинки в Стокгольм и из Стокгольма в Турку (сначала хотели и в Стокгольм из Турку плыть, но не было мест для машин)
- Основную еду берем с собой («тошнотики» - просто долей воды - пригодные для еды)
- Общение с аборигенами на английском
- Жить в кемпингах
- Едем на двух машинах.
Подготовка.
Ну что тут можно сказать. Есс-но закупка еды и прочих принадлежностей необходимых в дороге. С собой грузим все что нужно, а потом выкидываем из багажника самое ненужное, чтобы впихнуть остальное. Меняем денег (евро). Машину (технич. состояние) лучше проверить всю, даже те места и механизмы, в которых уверен. К сожалению, этот пункт я не выполнил не полностью, что привело к починке машины под Стокгольмом – стерлась тормозная колодка (сильно повезло, что в магазине рядом они [колодки] были в продаже) – это была единственная поломка за все время путешествия. Бронируем места на пароме туда и обратно. Желательно взять с собой: gps-навигатор, рации (для общения м/у машинами), фото/видео по желанию, карты (топографические J ), термос.
Что НЕ пригодилось в поездке, но было взято с собой: палатка, набор походной мебели, дождевики.
Далее буду писать по темам, для всех трех стран.
Дороги, вождение и т.п.
Самые лучшие дороги - в Норвегии. Покрытие практически идеальное. Хотя, конечно, во всей Скандинавии дороги лучше, чем в России J . Но норвежские дороги от дорог Швеции и Финляндии отличаются своей узостью (всего две полосы), большим количеством тоннелей, серпантинов и закрытых поворотов, а соответственно малой скоростью передвижения по ним – в основном не более 80 км/ч (максимально в одном месте видели лимит в 90 км/ч ). Достаточное количество дорог всего лишь с одной (!!!) полосой, но на них предусмотрены карманы для разъезда машин.
Порадовали дорожные службы: в случае ремонта одной из полос машины пропускают колоннами поочередно то в одну, то в другую сторону, сопровождая колонны головной и хвостовой машиной со спец сигналом – вот такая забота о людях.
Серпантины – вещь с непривычки не очень приятная. Советы следующие:
- Заранее переходим на низшую передачу, если едем вверх
- При спуске главное не перегреть тормоза. Для этого тормозим двигателем.
На собственном опыте познал, что такое перегретая тормозная система. Поверьте, это не очень приятно.
В Швеции и Финляндии более равнинные дороги.
Пару раз пришлось проехать по грунтовкам. На самом деле ничего страшного. Многие наши асфальтовые дороги намного хуже их грунтовых. По таким дорогам без проблем ехали со скоростью 60- 80 км/ч .
Поскольку в Норвегии много фьордов 2 раза пришлось переплывать на местных паромах (см. название отчета). С ними также никаких проблем нет. Все организовано и понятно.
Норвежцы не прочь нарушать правила. Легко превышают скорость и обгоняют в тоннелях.
Навигация.
Конечно, основным средством ориентирования был gps -навигатор. Но иногда он играл с нами небольшие шутки, «на ходу» пересчитывая маршрут. Поэтому и пришлось пару раз проехать по грунтовым дорогам. Помогала и карта, взятая с собой.
Совет: останавливайтесь на площадках отдыха вдоль шоссе, где есть информация, т.к. на них есть подробная карта местности, в которой вы находитесь, с обозначением кемпингов (отелей, хостелов и пр.), местных достопримечательностей и т.п. Это очень помогло при поиске ночлега и посещения различных мест. Также на щите с картой может оказаться ящик с бесплатными аналогичными картами меньшего размера, которые можно взять с собой. Также карты можно попросить в кемпингах и т.п. Используя, данные карты мы осматривали многие достопримечательности, которых нет в стандартных путеводителях.
Жилье.
Тут могу дать пару-тройку советов:
1. Начинайте искать ночлег (кемпинг, хостел и т.п.) не позднее 18:00. Скандинавы рано ложатся спать, и вы просто можете никого не обнаружить за стойкой ресепшена. Как правило, они оставляют записку с номером телефона, по которому их можно найти, но это нам особо не помогло.
2. В кемпингах и хостелах вы платите только за ночлег. Еда и постельное белье – свое. В качестве белья мы использовали спальне мешки – очень удобно J . В кемпингах встречаются два типа домиков: без санузла и с санузлом. В первом случае санузел находится в отдельном строении (все цивильно). Обычно в таких строениях горячая вода платная по времени (установлен автомат – принимает только монеты).
3. Гостиницы на порядок дороже кемпингов.
4. Количество кемпингов сильно уменьшается при приближении к большим городам.
5. В Норвегии кемпингов намного больше, чем в Швеции.
Люди.
Проблем в общении не было. Английский знают практически все.
Ориентировочные цены.
Кемпинг:
- Домик на 4-х чел без санузла - порядка 40-45 евро
- Домик на 4-х чел с санузлом – порядка 70-75 евро
Бензин (АИ95) самый дорогой в Норвегии – порядка 1,5 евро за литр. Дизельное топливо – порядка 1,7 евро за литр
Стоянка в крупном городе колеблется от 1-1,2 евро за 10 мин до 1 евро за 1 час на окраине. В небольших городах – бесплатная.
Еще советы и примечательные факты.
Если планируете ставить машину на платную парковку, заранее разменяйте банкноты на мелочь. Парковочные автоматы банкноты не принимают. Но принимают кредитные карты, номер на которых эмбоссирован (выдавлен). У нас были только VISA Electron – пришлось платить монетками.
На всех заправках установлены автоматы. Некоторые принимают VISA Electron, а некоторые нет. Но можно такой картой расплатиться за бензин в магазине при заправочной станции, если он открыт. В связи с этим поиск заправки начинали с пол бака бензина. Проблем не было.
Перевозить бензин в канистрах на пароме запрещено. Специально не проверяют, но все-таки…
В некоторых кемпингах также можно расплатиться банковской картой.
В Стокгольме в сувенирных магазинах кроме национальной валюты можно расплатиться и в евро.
Животные ДЕСТВИТЕЛЬНО переходят дороги. Шоссе не исключение.
На заправках продают вкусные хот-доги за примерно 4,5 евро. Причем можно выбрать из несколько вариантов сосисок и булок.
Грибы растут везде. Можно ли их собирать не знаю. Один раз собрали и съели – пока живы.
За парковку на месте для инвалидов штраф – 150 евро (не собственный опыт J ).
За платные дороги также платили монетками – банковские карты не принимали. Зная объездные пути, на платную дорогу можно заехать бесплатно J
Билет на паром берите с ужином. Завтрак в билет также не включен.
Места отдыха в Норвегии как правило оборудованы туалетом. В Швеции с этим намного сложнее.
Теплые вещи пригодятся.
Центры информации для туристов полезны, но закрываются рано.
Ну, вот в принципе и все. Если что вспомню - допишу.
Фотки выложены тут http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=46706638
Возможно что-то интересное не раскрыл – жду вопросов и готов ответить.