Спецподготовка.
В современных автомобилях столько систем безопасности, что для того, чтобы самостоятельно разобраться с каждой из них, потребуется не час и даже не день. А уж от количества аббревиатур, встречающихся в буклетах к новинкам, у обычных покупателей просто рябит в глазах: ABS, ESP, EBD, ABC, ASR, BAS…
Как эти системы помогают водителю в реальной обстановке, многие знают лишь в теории. Но вряд ли они представляют, как поведет себя машина в экстремальной ситуации при вмешательстве хотя бы одной из систем безопасности. Часто водители просто полностью полагаются на электронику, рассчитывая, что она сделает все за них. А если не сделает? На дороге, как известно, может случиться что угодно. А если при вмешательстве электронных помощников ситуация только усугубится, или сбой и вся вспомогательная электроника полностью откажет?
Решение только одно – учиться. На данный момент, большинство западных автомобильных брендов уже открыли в России фирменные школы вождения, но с различной направленностью – от обучения базовым приемам вождения до подготовки к выезду на гоночные треки. Свою "академию" в Россию привезла и компания Mercedes-Benz.
В школе под названием Mercedes-Benz Driving Academy, филиалы которой существуют в более чем 20 странах по всему миру, немцы обещают уделить особое внимание именно правильному использованию многочисленных электронных систем безопасности, включая адаптивный круиз-контроль и даже голосовое управление Linguatronic. Еще в "Мерседесе" хотят давать владельцам автомобилей со звездой на капоте навыки вождения в экстремальных ситуациях, вождению при наличии отвлекающих факторов (вроде шумных детей или нетрезвых пассажиров), и поведению в стрессовых ситуациях.
Программа интересная, однако пока в Mercedes-Benz Driving Academy существует всего один восьмичасовой курс, в который входит отработка базовых приемов вождения - змейки, переставки и объезд препятствия с торможением. На первый взгляд, эта программа вполне обычна, зато обучение проводят специалисты из Германии (через переводчика), а поездить можно почти на любом автомобиле из модельного ряда Mercedes-Benz – от кроссовера GLK до "заряженного" седана E63 AMG. И не просто на асфальтовой площадке, а на современном и закрытом для "простых смертных" автодроме ФСО России.
Автодром ФСО, при въезде на который тебя встречает огромный бетонный забор и вооруженная охрана, находится в районе Старой Купавны в Подмосковье. Территория огромна – общая площадь составляет 66 тысяч квадратных метров, а длина гоночного кольца равна 1380 метрам. На автодроме есть все, что понадобится для обучения будущему водителю VIP-персон: участок скользкого покрытия, плита динамического заноса, несколько рядов водных преград, специальная 60-метровая "ванна" для отработки действий при аквапланировании, дождевальные установки…
Но это летом. Зимой современное оборудование покрыто снегом, превратившим полигон в одну огромную заснеженную ледяную площадку. Зато здесь нет ограждений, а "убраться" при выполнении упражнений, даже при очень серьезной ошибке, практически нереально. И это большой плюс, потому что даже опытный водитель наверняка хоть раз, но проскочит мимо обозначенных конусами "ворот" или развернется на 360 градусов при переборе с газом.
В школе Mercedes-Benz упражнения на машинах (как задне-, так и полноприводных) выполняются при включенной и частично отключенной системе стабилизации (полностью ESP на "Мерседесах" деактивировать нельзя) – это позволяет почувствовать разницу в поведении автомобилей. Выполнение упражнений контролируется инструкторами по рации, которые каждому водителю подсказывают, где и почему он ошибся, где перетормозил, где переборщил с газом и так далее.
И если по началу ошибок не избежать, то через пару попыток начинаешь действовать смелее. Уже понимаешь, как проходить поворот при включенной ESP, начинаешь чувствовать момент срабатывания системы стабилизации – в каком месте виража она позволит немного поскользить, а где (и насколько сильно) придушит мотор, подтормозит колеса и выровняет автомобиль. Без ESP начинаешь дозировать тягу так, чтобы пройти вираж в контролируемом заносе или объехать препятствие, избежав потери своей полосы или "выставления" автомобиля боком.
А если из-за ошибки автомобиль развернет, то у водителя будет возможность познакомиться с еще одной системой безопасности – Pre-Safe. В теории, в случае возникновения риска ДТП она подготовит к надуванию подушки, натянет ремни и установит спинки сидений в максимально безопасное положение, а при опасности опрокидывания - автоматически закрывает люк. В реальности же максимально натягиваемые за долю секунды ремни безопасности ощутимо бьют по груди (не больно, но почувствовать это можно даже через зимнюю куртку). Если же водитель не знает, как "в жизни" сработает эта система, то резкий удар по груди в экстремальной ситуации будет очень неожиданным, и, наверняка, только напугает. А это совсем нежелательно, когда машина и так в предаварийной ситуации, и на счету каждая секунда.
Каждый раз в школах зимнего вождения слышишь, что зимой на скользкой дороге нужно все делать заранее, так как сцепные свойства шин низкие и машина на все действия водителя реагирует с запаздыванием, а это означает, что каждый свой шаг надо "видеть" заранее и отдавать команды с некоторым опережением.
Например, при прохождении традиционной змейки с одинаковым шагом, инструкторы советуют смотреть не на ближайшие "ворота" из конусов, а на одни вперед. Но и это не всегда помогает избежать ошибок – то забываешь, что на таком покрытии нужны лишь небольшие движения рулем, то не вовремя или слишком резко нажимаешь на газ и задние колеса "Мерседесов" (с выключенной ESP) тут же стремятся обогнать передние.
На скользком покрытии змейку обычно советуют проходить так – сначала плавный сброс газа, затем небольшой поворот руля и снова плавно нажимаем на газ. Однако инструкторы Mercedes-Benz для того, чтобы проехать змейку максимально быстро советуют не увлекаться перераспределением массы автомобиля и загрузкой передней оси, а поддерживать равномерную скорость движения - так не намного медленнее, но зато безопаснее. Шаг конусов позволял следовать их советам, однако к концу змейки последние створы раз за разом проходились уже в глубоком скольжении. Происходило это, в первую очередь, из-за собственных ошибок – слишком "перекрученного" под конец упражнения руля и не соблюдения одной и той же скорости.
Лосиный тест в "мерседесовской" школе проводится на довольно высокой скорости – до 100 километров в час. Но это даже лучше – чем выше скорость, тем сложнее и, самое главное, интереснее выполнить упражнения, вернувшись после экстренного объезда препятствия на свою "полосу". Множество повторений этого упражнения, которое многим дается трудно из-за слишком скользкого покрытия, мешающего вернуться после переставки к прежней траектории движения, и мы переходим к следующему заданию – так называемому "полицейскому развороту".
Это упражнение не входит в программу обучения клиентов, и было предложено нам инструкторами школы в качестве развлечения. Большую часть попыток мне выпало выполнить на флагманском седане S-Class. Очень интересно! Огромный автомобиль скользит и легко разворачивается на 180 градусов не хуже, чем более легкая и юркая "цэшка".
Выполнить это упражнение можно и со включенной системой стабилизации (которая немного вмешивается только в самом конце, когда машина начинает ехать вперед), и даже с "автоматом". Сначала разгоняемся задом, включаем нейтралку, резко и быстро выкручиваем руль, а когда машина уже почти "выпрямилась" дергаем рычаг КПП в положение Drive, и нажимаем газ. Не зря инструкторы назвали упражнение развлечением – выполнить его, благодаря льду и снегу, очень просто. И, главное, весело!
В общем, не зря инструкторы из Mercedes-Benz считают обучение работе систем безопасности очень важным. Даже после короткого курса становится понятно, как поведет себя машина в экстремальной ситуации, когда и как сработает ESP, когда включится "антибукс" и почему ремни безопасности вдруг ударили тебя в грудь. Этот опыт поможет, с одной стороны, иногда полихачить, пройдя поворот в легком скольжении на грани срабатывания системы стабилизации, но главное - он окажется незаменим в аварийной ситуации. Как говорится, предупрежден – значит вооружен!
P.S.
Регулярные курсы Mercedes-Benz Driving Academy начнутся во второй половине текущего года. К 2011 году число программ расширится до трех (для новичков, "продвинутых" и экспертов), а обучение будут проводить уже инструкторы из России, которых ждет соответствующая подготовка в Германии. Кроме того, можно будет пройти индивидуальные и специализированные тренинги - например, обучение особенностям зимнего вождения автомобилей Mercedes-Benz.
Источник: http://auto.lenta.ru/articles/2010/03/09/academy/
В современных автомобилях столько систем безопасности, что для того, чтобы самостоятельно разобраться с каждой из них, потребуется не час и даже не день. А уж от количества аббревиатур, встречающихся в буклетах к новинкам, у обычных покупателей просто рябит в глазах: ABS, ESP, EBD, ABC, ASR, BAS…
Как эти системы помогают водителю в реальной обстановке, многие знают лишь в теории. Но вряд ли они представляют, как поведет себя машина в экстремальной ситуации при вмешательстве хотя бы одной из систем безопасности. Часто водители просто полностью полагаются на электронику, рассчитывая, что она сделает все за них. А если не сделает? На дороге, как известно, может случиться что угодно. А если при вмешательстве электронных помощников ситуация только усугубится, или сбой и вся вспомогательная электроника полностью откажет?
Решение только одно – учиться. На данный момент, большинство западных автомобильных брендов уже открыли в России фирменные школы вождения, но с различной направленностью – от обучения базовым приемам вождения до подготовки к выезду на гоночные треки. Свою "академию" в Россию привезла и компания Mercedes-Benz.
В школе под названием Mercedes-Benz Driving Academy, филиалы которой существуют в более чем 20 странах по всему миру, немцы обещают уделить особое внимание именно правильному использованию многочисленных электронных систем безопасности, включая адаптивный круиз-контроль и даже голосовое управление Linguatronic. Еще в "Мерседесе" хотят давать владельцам автомобилей со звездой на капоте навыки вождения в экстремальных ситуациях, вождению при наличии отвлекающих факторов (вроде шумных детей или нетрезвых пассажиров), и поведению в стрессовых ситуациях.
Программа интересная, однако пока в Mercedes-Benz Driving Academy существует всего один восьмичасовой курс, в который входит отработка базовых приемов вождения - змейки, переставки и объезд препятствия с торможением. На первый взгляд, эта программа вполне обычна, зато обучение проводят специалисты из Германии (через переводчика), а поездить можно почти на любом автомобиле из модельного ряда Mercedes-Benz – от кроссовера GLK до "заряженного" седана E63 AMG. И не просто на асфальтовой площадке, а на современном и закрытом для "простых смертных" автодроме ФСО России.
Автодром ФСО, при въезде на который тебя встречает огромный бетонный забор и вооруженная охрана, находится в районе Старой Купавны в Подмосковье. Территория огромна – общая площадь составляет 66 тысяч квадратных метров, а длина гоночного кольца равна 1380 метрам. На автодроме есть все, что понадобится для обучения будущему водителю VIP-персон: участок скользкого покрытия, плита динамического заноса, несколько рядов водных преград, специальная 60-метровая "ванна" для отработки действий при аквапланировании, дождевальные установки…
Но это летом. Зимой современное оборудование покрыто снегом, превратившим полигон в одну огромную заснеженную ледяную площадку. Зато здесь нет ограждений, а "убраться" при выполнении упражнений, даже при очень серьезной ошибке, практически нереально. И это большой плюс, потому что даже опытный водитель наверняка хоть раз, но проскочит мимо обозначенных конусами "ворот" или развернется на 360 градусов при переборе с газом.
В школе Mercedes-Benz упражнения на машинах (как задне-, так и полноприводных) выполняются при включенной и частично отключенной системе стабилизации (полностью ESP на "Мерседесах" деактивировать нельзя) – это позволяет почувствовать разницу в поведении автомобилей. Выполнение упражнений контролируется инструкторами по рации, которые каждому водителю подсказывают, где и почему он ошибся, где перетормозил, где переборщил с газом и так далее.
И если по началу ошибок не избежать, то через пару попыток начинаешь действовать смелее. Уже понимаешь, как проходить поворот при включенной ESP, начинаешь чувствовать момент срабатывания системы стабилизации – в каком месте виража она позволит немного поскользить, а где (и насколько сильно) придушит мотор, подтормозит колеса и выровняет автомобиль. Без ESP начинаешь дозировать тягу так, чтобы пройти вираж в контролируемом заносе или объехать препятствие, избежав потери своей полосы или "выставления" автомобиля боком.
А если из-за ошибки автомобиль развернет, то у водителя будет возможность познакомиться с еще одной системой безопасности – Pre-Safe. В теории, в случае возникновения риска ДТП она подготовит к надуванию подушки, натянет ремни и установит спинки сидений в максимально безопасное положение, а при опасности опрокидывания - автоматически закрывает люк. В реальности же максимально натягиваемые за долю секунды ремни безопасности ощутимо бьют по груди (не больно, но почувствовать это можно даже через зимнюю куртку). Если же водитель не знает, как "в жизни" сработает эта система, то резкий удар по груди в экстремальной ситуации будет очень неожиданным, и, наверняка, только напугает. А это совсем нежелательно, когда машина и так в предаварийной ситуации, и на счету каждая секунда.
Каждый раз в школах зимнего вождения слышишь, что зимой на скользкой дороге нужно все делать заранее, так как сцепные свойства шин низкие и машина на все действия водителя реагирует с запаздыванием, а это означает, что каждый свой шаг надо "видеть" заранее и отдавать команды с некоторым опережением.
Например, при прохождении традиционной змейки с одинаковым шагом, инструкторы советуют смотреть не на ближайшие "ворота" из конусов, а на одни вперед. Но и это не всегда помогает избежать ошибок – то забываешь, что на таком покрытии нужны лишь небольшие движения рулем, то не вовремя или слишком резко нажимаешь на газ и задние колеса "Мерседесов" (с выключенной ESP) тут же стремятся обогнать передние.
На скользком покрытии змейку обычно советуют проходить так – сначала плавный сброс газа, затем небольшой поворот руля и снова плавно нажимаем на газ. Однако инструкторы Mercedes-Benz для того, чтобы проехать змейку максимально быстро советуют не увлекаться перераспределением массы автомобиля и загрузкой передней оси, а поддерживать равномерную скорость движения - так не намного медленнее, но зато безопаснее. Шаг конусов позволял следовать их советам, однако к концу змейки последние створы раз за разом проходились уже в глубоком скольжении. Происходило это, в первую очередь, из-за собственных ошибок – слишком "перекрученного" под конец упражнения руля и не соблюдения одной и той же скорости.
Лосиный тест в "мерседесовской" школе проводится на довольно высокой скорости – до 100 километров в час. Но это даже лучше – чем выше скорость, тем сложнее и, самое главное, интереснее выполнить упражнения, вернувшись после экстренного объезда препятствия на свою "полосу". Множество повторений этого упражнения, которое многим дается трудно из-за слишком скользкого покрытия, мешающего вернуться после переставки к прежней траектории движения, и мы переходим к следующему заданию – так называемому "полицейскому развороту".
Это упражнение не входит в программу обучения клиентов, и было предложено нам инструкторами школы в качестве развлечения. Большую часть попыток мне выпало выполнить на флагманском седане S-Class. Очень интересно! Огромный автомобиль скользит и легко разворачивается на 180 градусов не хуже, чем более легкая и юркая "цэшка".
Выполнить это упражнение можно и со включенной системой стабилизации (которая немного вмешивается только в самом конце, когда машина начинает ехать вперед), и даже с "автоматом". Сначала разгоняемся задом, включаем нейтралку, резко и быстро выкручиваем руль, а когда машина уже почти "выпрямилась" дергаем рычаг КПП в положение Drive, и нажимаем газ. Не зря инструкторы назвали упражнение развлечением – выполнить его, благодаря льду и снегу, очень просто. И, главное, весело!
В общем, не зря инструкторы из Mercedes-Benz считают обучение работе систем безопасности очень важным. Даже после короткого курса становится понятно, как поведет себя машина в экстремальной ситуации, когда и как сработает ESP, когда включится "антибукс" и почему ремни безопасности вдруг ударили тебя в грудь. Этот опыт поможет, с одной стороны, иногда полихачить, пройдя поворот в легком скольжении на грани срабатывания системы стабилизации, но главное - он окажется незаменим в аварийной ситуации. Как говорится, предупрежден – значит вооружен!
P.S.
Регулярные курсы Mercedes-Benz Driving Academy начнутся во второй половине текущего года. К 2011 году число программ расширится до трех (для новичков, "продвинутых" и экспертов), а обучение будут проводить уже инструкторы из России, которых ждет соответствующая подготовка в Германии. Кроме того, можно будет пройти индивидуальные и специализированные тренинги - например, обучение особенностям зимнего вождения автомобилей Mercedes-Benz.
Источник: http://auto.lenta.ru/articles/2010/03/09/academy/
Последнее редактирование модератором: