pafnut
Пользователь
- Сообщения
- 105
- Реакции
- 79
- Авто
- Mercedes Benz E200CDI W212 2009
Здравствуйте всем!
Летом проехал с ребенком на своем Е-220 больше 10000 по Европе. Хочу поделиться впечатлениями. Выкладываю описание первой недели из месяца путешествия. Если будет интерес выложу остальное. Когда напишу. Не понравится - сильно не материтесь, please.
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ
День первый. 9 июня. Москва – Петербург.
Выехали утром, в начале одиннадцатого. Пробок не было, и через час мы уже были на «Новой Риге», дома у Андрея, моего знакомого. Знакомы мы были шапочно, но так совпало, что в одно и то же время, решили ехать он с женой – в Испанию, мы с Машей во Францию, и обе семьи – на машинах. Вот и договорились путешествовать вместе. Поначалу и он, и я собирались ехать через Белоруссию и Польшу. Северным путем через Скандинавию я ездил несколько раз, а по Белоруссии еще не случалось. По правде говоря, и сейчас к этому пути душа не лежала, но было быстрее, дешевле, да и хоть раз из любопытства надо бы было проехаться. Но за несколько дней до отъезда, лазая по интернету, я наткнулся на суперскидку «пароходной» компании Finnlines на паром, идущий из Хельсинки в Травемюнде, Германия, при условии отплытия до 15 июня. Билеты стоили почти в три раза дешевле регулярной цены. И, учитывая, что ехать по узким польским дорогам мне не особенно хотелось, я соблазнил и Андрея на морское путешествие. Двухместная каюта класса «В»: со всеми удобствами, но без иллюминаторов обошлась мне в 150 евро, мой приятель за каюту класса «А», - все то же, но с «видом на море» отдал что-то около 230 евро. Машины плыли бесплатно.
От Андрея мы тронулись в полдень. Обычно, я старался выехать пораньше, часов в семь, но сейчас мы никуда не торопились, ехали в свое удовольствие. К тому же у меня была дышащая на ладан резина, и шибко быстро ехать я боялся. Я катаюсь по трассе Е-105 (раньше Е-95, вспомните Кинчева) уже больше десяти лет. Надо признать, что дорога с каждым годом становится лучше. Еще пару лет назад приходилось проходить некоторые участки на второй, а мост через Волхов на первой передаче. Сейчас по всей трассе можно ехать нормально. Нормально по нашим российским меркам. Потому как, игнорируя заветы великого сатирика «воровать с прибылей, а не с убытков», наши славные «дорожники» явно не доложили песка, щебня и чего там еще положено по технологии. Во всяком случае, там, где в прошлом году сделали новое покрытие, сейчас уже проложена колея.
Пообедали в ресторанчике «Венеция» в Вышнем Волочке, где кроме нас и духа Советской Власти других посетителей не было. Обед оказался вкусным и очень недорогим. В девять вечера мы уже были в Петербурге, где остановились в маленьком и милом Арт-отеле, 4870 р. стандартный номер на двоих, 6750 р. - люкс. На дворе были белые ночи, но все так хотели есть, что вместо долгой прогулки по прекрасному городу, мы приземлились в японском ресторане «Васаби», где и просидели поедая суши и попивая пиво до глубокой ночи.
День второй. 10 июня. Петербург – Хельсинки.
Вставать пришлось рано. Накануне Андрею позвонил приятель, и сказал, что на границе может быть большая очередь. На моей памяти такого не было, то есть водители траков стояли сутками, автоперегонщики долгими часами, я и сам попадал в такое, когда гнал себе машины. Но автотуристы проезжали быстро. И вдруг я вспомнил, что вечером наши играют в Хельсинки с финнами, и мы действительно можем оказаться в длинной очереди болельщиков. Перспектива опоздать на паром заставила посильнее жать на акселератор. Перед Выборгом мы остановились на военный совет. Рассудив, что большинство «фанов» поедет кратчайшим путем до Хельсинки, через Торфяновку, мы решили сделать небольшой крюк, километров в 50, и пересекать границу в Брусничном. Расчет оказался верен, мы не стояли на нашей границе и получаса. Зато на финской стороне пришлось отдыхать больше двух часов, что оказалось для нас неприятным сюрпризом. Раньше финны пропускали машины быстро и организованно. Народ, загорая среди увешанных российскими флагами и «зенитовской» символикой автомобилей, порешил, что финны просто злятся, понимая, что сегодня вечером им ничего не светит. И вымещают злость, оформляя все нарочито долго и скрупулезно. Уж не знаю, так ли это, но некоторые российские машины досматривали с собаками, кого-то заставляли дышать в трубочку, в том числе и Андрея. Раньше я такого за финнами не замечал. Так что судите сами.
Кстати говоря, мне сильно повезло, но мою машину и наши с дочкой скромные персоны обошли вниманием. А если бы пригляделись, то могли бы и не пустить. Почти наверняка не пустили бы. Дело в том, что я имел несчастье год назад купить новую резину Dunlop. Чтобы избежать подделок, покупал у официального дилера dunloptyres, что на ул. Бутлерова, 24. Резина не отходила и десяти тысяч и стерлась. Как назло я не сохранил чек. А ехать ругаться бездоказательно не хотелось. И я решил, уж коли едем в Европу, там резину и поменяю. Куплю в той же Финляндии настоящий Nokian, да и выйдет дешевле. Когда выезжали из Москвы, резина была сильно изношена, но протектор еще был. Когда же я взглянул на резину, стоя в очереди перед финской границей, то ужаснулся – правое заднее колесо было совсем лысым. Зная жесткие правила финнов, я понял, что передо мной забрезжила перспектива не попасть на паром. Но, слава Богу, обошлось, и, как только формальности были окончены, я, не дожидаясь приятеля c супругой, задал стрекача с границы. Надо отметить, что даже с полностью стертым протектором на одном из колес и сильно изношенным на остальных, мой мерседес отлично держал дорогу.
К парому мы попали вовремя, довольно быстро найдя новый порт, из которого уходили корабли Finnlines. Но времени купить и поменять резину уже не оставалось. Имейте ввиду, что в Хельсинки, что в Стокгольме есть несколько портов, и надо точно знать, из какого отходит Ваше судно. Ошибка может обойтись довольно дорого, и в том, и в другом городе переезд из порта в порт требует времени, а заблудиться очень легко. С указателями проблема: иногда появляется табличка с кораблем, но без указания названия терминала, потом Вы видите название терминала, а затем проезжаете несколько развязок вообще без указателей. Навигация тоже не всегда спасает, во всяком случае, новый порт в Хельсинки по адресу, указанному в брони, она не нашла.
Отдохнули с дороги, попарились в сауне и в бар, к большому экрану. Спасибо нашим ребятам и Гуусу Великому, получили огромное удовольствие. Три – ноль, и дорога на Берлин открыта.
День третий. 11 июня. Хельсинки – Любек.
Морская прогулка. Замечательная альтернатива сухопутному маршруту. Особенно, если это так дешево стоит. Судно большое, качка, даже в значительную волну, не чувствуется. Правда, в шторм попадать не довелось. Все каюты на верхних палубах, и довольны приличные. Году в девяносто пятом я ездил на своей машине в Амстердам. Обратно возвращался этим же маршрутом Травемюнде – Хельсинки. Забронировал себе самые дешевые билеты, одно место в каюте без иллюминаторов на четверых. Загнал на корабль машину, взял вещи и пошел искать каюту. К моему удивлению, я поднимался не вверх на лифте с меньшинством, а с большой толпой спускался вниз по узенькой лестнице, извините, трапу. Когда я понял, что мы уже ниже ватерлинии, мне стало несколько грустно. Спустившись до нужной палубы, мы как муравьи стали делиться на потоки, растекающиеся в нескольких направлениях. Наконец, я нашел свою каюту, оказавшуюся маленькой клетушкой размером 2 на 2 метра. Койки были подвешены как в купейном вагоне по две на каждой стене. С тем лишь отличием, что не на параллельных стенках, а на смежных, под прямым углом, в шахматном порядке. Так что если лечь головой в угол, где сходятся койки, то носом, лежа на спине, можно коснуться следующей полки. Поглядел я на это дело, вспомнил «Титаник», и пошел доплачивать за двухместную каюту на верхней палубе.
На судне бесплатная сауна, бесплатные тренажеры, ресторан, два бара. Для детей: игровая комната для малышей и зал с play station для ребят постарше. Тоже бесплатно. Если все это надоело или вообще неинтересно, в хорошую погоду можно замечательно провести время на открытой палубе, читая в шезлонге, или просто любуясь морем. Чем не круиз.
Вечером пришли в Травемюнде. Мой товарищ с женой поехали без ночевки в Страссбург и далее в Испанию, а мы с дочкой доехали до Любека, нашли в пригороде маленький семейный отель , каких много в Германии, где и заночевали за 70 евро.
День четвертый. 12 июня. Любек – Париж.
Встали не рано, около девяти. Потому как накануне гуляли до ночи по старому Любеку. Быстро позавтракали, собрались и без четверти десять сели в машину. Надо было поторапливаться, ночевать мы собирались в Париже, а до него 900 верст. Я уже включил передачу, как вдруг решил, что надо бы проверить резину. Вышел из машины и обомлел. На правом заднем колесе по всей окружности вылез корт. Как такое могло случиться, ведь после российско-финской границы, где оно было просто лысым, мы проехали меньше трехсот километров? О том, чтобы ехать дальше не могло быть и речи, в любой момент колесо могло умереть. Через пятнадцать минут я нашел магазин и станцию сети АTU, купил четыре баллона Barum немецкого производства и через сорок минут мы уже ехали на новой резине. Сразу после Любека около часа ползли в пробке из-за ремонта дороги при съезде на автобан. Зато потом настало счастье: ограничений скоростного режима на автобанах нет, за исключением отдельных участков. И левый ряд всегда свободен. Дочка все просила разогнаться до 200 км/ч, но из-за сильного бокового ветра я не решился это сделать. Вообще надо отметить идеальное качество немецких автодорог. Они хороши по всей Западной Европе, но в Германии особенно. На какой-нибудь второстепенной дорожке между деревнями еще могут встретиться заплатки на асфальте, и то не часто, и такие, что их не особенно и почувствуешь. Но автобан - это святое. Великолепное покрытие, радиусы поворотов рассчитаны так, что практически в любой можно входить, не снижая скорости. Уклон дороги в поворотах также способствует тому, чтобы вы остались на трассе, а не вылетели с нее, как у нас. Дублирующиеся многократно указатели, удобные развязки, разгонные полосы et cetera. Дороги там и в России отличаются также, как отличаются немецкие и российские деревни. А ведь мы их в сорок пятом… Казалось бы чего проще, столько денег вбухали в третье транспортное кольцо в Москве, страшно подумать, так неужели нельзя было потратить еще пару тысяч евро и послать «туда» проектировщика, хотя бы одного. Чтобы посмотрел парень, как строить развязки, как надо сделать въезды на кольцо так, чтобы оно ехало, а не стояло. А может, и посылали, только он не дороги смотрел, а шнапс с пивом трескал.
Миновали Гамбург, Ганновер, индустриальное сердце Германии Дортмунд и Дюссельдорф и около четырех часов в районе Аахена пересекли бельгийскую границу. Это почувствовалось сразу, дорожное покрытие стало заметно хуже, хотя, конечно, колеи и ям как в России, не было. Изменился и окружающий пейзаж, аккуратные немецкие деревни остались позади. Трассы в Европе не проходят по населенным пунктам, но даже на некотором расстоянии это было заметно. Но, опять же, это был переход от красного к розовому, дома стали чуть менее аккуратными, но никак не покосившимися избами с проваливающимися крышами. Пару часов по Бельгии, рядом Нидерланды, Люксембург недалеко, но времени мало, и мы въезжаем во Францию. Пограничная инфраструктура внутри стран Шенгенского соглашения осталась: здания таможен, пункты пропуска, но ни пограничников, ни таможенников нет. Обычно на границах дежурят наряды полиции и миграционной службы, которые выборочно проверяют проезжающие автомобили. За эту поездку мы пересекали границы внутри Шенгена 16 раз, но нас никогда не останавливали. Только с интересом поглядывали на номерные знаки, и чем дальше от России, тем с большим удивлением.
К Парижу подъезжали уже в сумерках. До Диснейлэнда, пока искали, добрались уже в полной темноте. Как я и предполагал, в непосредственной близости от Диснейленда была построена целая деревня отелей. Чего я не предвидел, так это цен по 250 – 300 евро за ночь. Отель у входа в Диснейлэнд просил уже 900 евро. Я, конечно, ожидал, что эти отели будут дороже, чем в Париже, но не настолько же. Да, слов нет, отели тематические, очень красивые, для детей просто мечта. Но бюджет нашей поездки строился на более скромных числах, и мы, посетив три разных receptions с одинаковыми ценами, вернулись на автостраду. Проехав буквально пару километров в сторону Парижа, мы нашли прямо у трассы сразу три отеля с ценами от 60 до 80 евро за номер на двоих, где и заночевали.
День пятый. Диснейленд.
Первый день, прошедший без перемещения в пространстве. Пятнадцать километров до Диснейленда и обратно можно считать допустимой погрешностью. В Диснейленде мы провели одиннадцать часов, семь из которых простояли в очередях, была суббота. Но, обычно плохо переносящий даже самые маленькие очереди, я довольно спокойно отстаивал по часу, чтобы попасть на очередной аттракцион продолжительностью пять минут. Ребенка очереди вообще не «парили». (?) Ушли мы уже после закрытия, в одиннадцатом часу. И перешли в Disney Village, где жизнь только начиналась. Море света, рестораны, магазины, клубы. Везде битком. Записались на ужин в «Планету Голливуд», поднялись на воздушном шаре, посмотрели сверху на Париж. Когда спустились, как раз подошла наша очередь. «Планета» оказалась редкостным гадюшником, минус три звезды по Мишлену. После ресторана никак не могли в темноте найти машину на огромной, размером с два футбольных поля, почти пустой парковке. В какой-то момент я по-настоящему испугался, что машину угнали. Уже начал выстраивать план действий: без средства передвижения и без большей части багажа, который оставался в машине. И, к стыду признаться, без паспортов, опрометчиво оставленных мной в бардачке. Когда холодный пот, стекая по спине, достиг уровня талии, ко мне вернулась надежда: а вдруг, это не та парковка. Так и вышло. Ощущение от встречи с родным, одиноко стоящим в ночи, автомобилем было сродни облегчению после часового поиска WC.
День шестой. Париж – Бретань.
Встали пораньше, и - в Париж. Хорошо звучит, черт возьми. Помните, у Жванецкого: «Мне в Париж по делу, срочно!» Давно ли подобная фраза вызывала ироничную усмешку, а теперь – обыденная штука. Встал, умылся и - в Париж.
Я, конечно, понимал, что как это ни грустно, но архитектура вообще и достопримечательности в частности, моей дочери, как и большинству ее сверстников, мало интересны. И посещение Диснейленда она предпочтет прогулке по центру Парижа, Порт Авентура – поющим фонтанам в Барселоне, а мюнхенский зоопарк – визиту на Мариенплац. Но на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Поэтому хошь - не хошь, а в Париж поедешь. Я решил, что полдня, проведенные в центре, не будут для ребенка слишком уж обременительны. Не доезжая пары километров до Нотр Дам де Пари, я нашел подземную парковку. Там, что было сюрпризом для Маши, мы сменили машину на коньки, взятые из Москвы, и продолжили путь на роликах. Прокатились по набережным Сены, «потусовались» у Нотр Дама, слегка заблудились на обратном пути. Маша подустала, а я получил огромное удовольствие от такого способа осмотра города, успеваешь гораздо больше, нежели, когда гуляешь пешком. Единственный минус – ни в магазин, ни в ресторан, ни в музей на роликах не пустят, но, если взять с собой рюкзачок со «сменкой», и эта проблема решается. Спустя 2 часа 10 минут забрали машину, причем злобные французы взяли оплату за три, и поехали к La Tour de Eifel. Сделали пару кругов вокруг башни в поисках места для парковки. Пришлось уехать за километр, ближе ничего не было. Пока шли к башне, увидели у одного из домов, выходящих фасадом на набережную Сены, очень необычную стену. Вся стена, исключая лишь окна, была засажена декоративными цветами и растениями. Не плющ, обвивающий стену, а растения, посаженные в почву, непонятным образом удерживающуюся на вертикальной поверхности. А с крыши постоянно подается вода, питающая цветы и стекающая по отвесной стене на тротуар.
При подъеме на Эйфелеву башню совершил ту же ошибку, что и десять лет назад – зашел не с той «ноги». У башни их, как известно четыре. Так вот, не знаю со всех ли четырех можно подняться или только с двух, но на одной есть лифт с самого низа, а на другой до второго уровня надо идти пешком. На этот раз я спросил, но то ли француженка плохо поняла мой вопрос, то ли решила злобно подшутить, но она указала нам опору для триатлонистов. Я понял это после первых лестничных пролетов, пройденных пешком. Чтобы было понятно, для тех, кто там не бывал, второй уровень – это 150 метров над землей. То есть мы с Машей поднялись пешком на крышу 50-этажного дома, или добрались до геофака (ничего ругательного), расположенного на последних этажах здания МГУ. На втором этаже, визуально напоминая биатлонистов на финише после стайерской гонки, мы сели в лифт, идущий на самый верх. Честно говоря, что мне, что Маше на виды Парижа уже было наплевать. Мы, конечно, обошли смотровую площадку по периметру, поставили галочку, и вниз.
Очень долго выбирались из города. Потом посчитали, дорогу мы спрашивали у 14 человек. Одиннадцать из них не говорили по-английски, с ними объяснялись жестами и горловыми звуками. Остальные трое говорили довольно хорошо, но все четырнадцать указывали в разные стороны. Я, конечно, слегка утрирую, но, во всяком случае, мы потеряли два часа, пока выехали из города.
Немецкая халява кончилась. Хотите красиво кататься – в кассу «сель ву пле». Практически все магистрали во Франции платные, и, по ощущениям, дороже, чем в той же Италии. Проехали от Парижа на запад 500 километров, а вспомнить особенно нечего – летишь по трассе, и кроме дороги ничего не видишь. Так что, если есть желание посмотреть страну – забудьте про «хай веи» и «автобаны». Езжайте по бесплатным дублерам, там, где они есть. И по сторонам насмотритесь, и денег сэкономите (за три дня длительных переездов по Франции я отдал больше 200 евро). Одно условие: у вас должно быть время, много времени. Потому как скорость падает раза в два, дублер идет через населенные пункты, там есть светофоры, ограничения скорости etc.
Rennes проехали уже вечером, и я понял, что в Lorient, выбранный в качестве пункта встречи с океаном, мы доберемся лишь к полуночи. Поскольку номера забронированы не были, и ехать, по большому счету, было все равно куда, я решил направиться в ближайший к нам бретонский городок на Атлантике. Таковым оказался Vannes. Очень красивый, отлично сохранившийся средневековый город. На периферии, конечно же, есть новостройки, но ходить туда совсем не обязательно. В Vannes добрались в одиннадцатом часу. Маленькое кафе, пустые столики на улице, скучающая официантка.
- Извините, а где океан?
- Это уже за городом, минут десять отсюда. Езжайте прямо по этой дороге, никуда не сворачивая.
- А отели там есть?
- Как раз в отель и упретесь.
Так все и оказалось. В километре от города мы выехали на длинный узкий мыс. Но никаких волн не было. По обеим сторонам дороги в тихих заводях марин покачивались на ветру мачты. Марины были похожи скорее на озерные, нежели на морские. Площадь водного зеркала была везде небольшой, противоположный берег находился на расстоянии не более 500 метров. Открытого моря нигде не было видно. Скоро мы уперлись в «кирпич», дальше шла пешеходная зона, слева большая стоянка для машин, чуть правее шлагбаум и закрытая парковка отеля. Вышли из машины, прошли под шлагбаум. Отель «Roof», небольшой симпатичный, с уютным патио, выходящим на очередную марину, которые, видимо, здесь повсюду. Улыбчивый бретонец, а может быть гасконец, а может парижанин, но, главное, француз на reception предложил нам номер за 120 евро. Без завтрака. Во Франции обычно завтрак не входит в стоимость номера. Это было процентов на 50 больше той суммы, которую я ожидал услышать. Да и океана не было видно.
«Скажите, а океан где?», - спрашиваю я портье.
Удивление в глазах, - «Так вот он», - указующий жест на патио.
- Нет, нет, я имею ввиду открытый океан, волны, простор, понимаете?
- А, это Вам надо километров пятнадцать проехать, вернуться в город и ехать на юг вдоль побережья. Наш-то мыс находится в глубоком заливе со множеством островов, так что здесь волн не бывает, зато идеальная стоянка для яхт и катеров, как Вы могли уже заметить.
- А отели там есть?
- Есть, конечно, но как с местами я не знаю.
Я поблагодарил портье, и хотел уж было ехать дальше, но подумал: время уже двенадцатый час, пока доедем, пока отель найдем, а искать в полной темноте, да и ребенку давно спать пора. И, посовещавшись с дочерью, решил остаться. Кухня в отеле была уже закрыта, и «вечерять» мы поехали в центр Vannes, где портье заказал нам столик в милом ресторанчике в старом городе. На узкой, машина не проедет, средневековой улочке стояли три столика. Бретань – не Лазурный Берег, ночью прохладно, но мы, очарованные местным колоритом, не стали садиться внутри, а разместились за столиком на улице. Тихая звездная ночь, камни домов эпохи Людовика XIV, свежие устрицы с местным белым вином , чего еще желать. Устрицы, кстати говоря, мы ели первый раз в жизни. Оказалось, что их надо сразу глотать целиком, не пережевывая. Маше понравилось, я же понял, что ем их первый и, видимо, последний раз в жизни.
Летом проехал с ребенком на своем Е-220 больше 10000 по Европе. Хочу поделиться впечатлениями. Выкладываю описание первой недели из месяца путешествия. Если будет интерес выложу остальное. Когда напишу. Не понравится - сильно не материтесь, please.
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ
День первый. 9 июня. Москва – Петербург.
Выехали утром, в начале одиннадцатого. Пробок не было, и через час мы уже были на «Новой Риге», дома у Андрея, моего знакомого. Знакомы мы были шапочно, но так совпало, что в одно и то же время, решили ехать он с женой – в Испанию, мы с Машей во Францию, и обе семьи – на машинах. Вот и договорились путешествовать вместе. Поначалу и он, и я собирались ехать через Белоруссию и Польшу. Северным путем через Скандинавию я ездил несколько раз, а по Белоруссии еще не случалось. По правде говоря, и сейчас к этому пути душа не лежала, но было быстрее, дешевле, да и хоть раз из любопытства надо бы было проехаться. Но за несколько дней до отъезда, лазая по интернету, я наткнулся на суперскидку «пароходной» компании Finnlines на паром, идущий из Хельсинки в Травемюнде, Германия, при условии отплытия до 15 июня. Билеты стоили почти в три раза дешевле регулярной цены. И, учитывая, что ехать по узким польским дорогам мне не особенно хотелось, я соблазнил и Андрея на морское путешествие. Двухместная каюта класса «В»: со всеми удобствами, но без иллюминаторов обошлась мне в 150 евро, мой приятель за каюту класса «А», - все то же, но с «видом на море» отдал что-то около 230 евро. Машины плыли бесплатно.
От Андрея мы тронулись в полдень. Обычно, я старался выехать пораньше, часов в семь, но сейчас мы никуда не торопились, ехали в свое удовольствие. К тому же у меня была дышащая на ладан резина, и шибко быстро ехать я боялся. Я катаюсь по трассе Е-105 (раньше Е-95, вспомните Кинчева) уже больше десяти лет. Надо признать, что дорога с каждым годом становится лучше. Еще пару лет назад приходилось проходить некоторые участки на второй, а мост через Волхов на первой передаче. Сейчас по всей трассе можно ехать нормально. Нормально по нашим российским меркам. Потому как, игнорируя заветы великого сатирика «воровать с прибылей, а не с убытков», наши славные «дорожники» явно не доложили песка, щебня и чего там еще положено по технологии. Во всяком случае, там, где в прошлом году сделали новое покрытие, сейчас уже проложена колея.
Пообедали в ресторанчике «Венеция» в Вышнем Волочке, где кроме нас и духа Советской Власти других посетителей не было. Обед оказался вкусным и очень недорогим. В девять вечера мы уже были в Петербурге, где остановились в маленьком и милом Арт-отеле, 4870 р. стандартный номер на двоих, 6750 р. - люкс. На дворе были белые ночи, но все так хотели есть, что вместо долгой прогулки по прекрасному городу, мы приземлились в японском ресторане «Васаби», где и просидели поедая суши и попивая пиво до глубокой ночи.
День второй. 10 июня. Петербург – Хельсинки.
Вставать пришлось рано. Накануне Андрею позвонил приятель, и сказал, что на границе может быть большая очередь. На моей памяти такого не было, то есть водители траков стояли сутками, автоперегонщики долгими часами, я и сам попадал в такое, когда гнал себе машины. Но автотуристы проезжали быстро. И вдруг я вспомнил, что вечером наши играют в Хельсинки с финнами, и мы действительно можем оказаться в длинной очереди болельщиков. Перспектива опоздать на паром заставила посильнее жать на акселератор. Перед Выборгом мы остановились на военный совет. Рассудив, что большинство «фанов» поедет кратчайшим путем до Хельсинки, через Торфяновку, мы решили сделать небольшой крюк, километров в 50, и пересекать границу в Брусничном. Расчет оказался верен, мы не стояли на нашей границе и получаса. Зато на финской стороне пришлось отдыхать больше двух часов, что оказалось для нас неприятным сюрпризом. Раньше финны пропускали машины быстро и организованно. Народ, загорая среди увешанных российскими флагами и «зенитовской» символикой автомобилей, порешил, что финны просто злятся, понимая, что сегодня вечером им ничего не светит. И вымещают злость, оформляя все нарочито долго и скрупулезно. Уж не знаю, так ли это, но некоторые российские машины досматривали с собаками, кого-то заставляли дышать в трубочку, в том числе и Андрея. Раньше я такого за финнами не замечал. Так что судите сами.
Кстати говоря, мне сильно повезло, но мою машину и наши с дочкой скромные персоны обошли вниманием. А если бы пригляделись, то могли бы и не пустить. Почти наверняка не пустили бы. Дело в том, что я имел несчастье год назад купить новую резину Dunlop. Чтобы избежать подделок, покупал у официального дилера dunloptyres, что на ул. Бутлерова, 24. Резина не отходила и десяти тысяч и стерлась. Как назло я не сохранил чек. А ехать ругаться бездоказательно не хотелось. И я решил, уж коли едем в Европу, там резину и поменяю. Куплю в той же Финляндии настоящий Nokian, да и выйдет дешевле. Когда выезжали из Москвы, резина была сильно изношена, но протектор еще был. Когда же я взглянул на резину, стоя в очереди перед финской границей, то ужаснулся – правое заднее колесо было совсем лысым. Зная жесткие правила финнов, я понял, что передо мной забрезжила перспектива не попасть на паром. Но, слава Богу, обошлось, и, как только формальности были окончены, я, не дожидаясь приятеля c супругой, задал стрекача с границы. Надо отметить, что даже с полностью стертым протектором на одном из колес и сильно изношенным на остальных, мой мерседес отлично держал дорогу.
К парому мы попали вовремя, довольно быстро найдя новый порт, из которого уходили корабли Finnlines. Но времени купить и поменять резину уже не оставалось. Имейте ввиду, что в Хельсинки, что в Стокгольме есть несколько портов, и надо точно знать, из какого отходит Ваше судно. Ошибка может обойтись довольно дорого, и в том, и в другом городе переезд из порта в порт требует времени, а заблудиться очень легко. С указателями проблема: иногда появляется табличка с кораблем, но без указания названия терминала, потом Вы видите название терминала, а затем проезжаете несколько развязок вообще без указателей. Навигация тоже не всегда спасает, во всяком случае, новый порт в Хельсинки по адресу, указанному в брони, она не нашла.
Отдохнули с дороги, попарились в сауне и в бар, к большому экрану. Спасибо нашим ребятам и Гуусу Великому, получили огромное удовольствие. Три – ноль, и дорога на Берлин открыта.
День третий. 11 июня. Хельсинки – Любек.
Морская прогулка. Замечательная альтернатива сухопутному маршруту. Особенно, если это так дешево стоит. Судно большое, качка, даже в значительную волну, не чувствуется. Правда, в шторм попадать не довелось. Все каюты на верхних палубах, и довольны приличные. Году в девяносто пятом я ездил на своей машине в Амстердам. Обратно возвращался этим же маршрутом Травемюнде – Хельсинки. Забронировал себе самые дешевые билеты, одно место в каюте без иллюминаторов на четверых. Загнал на корабль машину, взял вещи и пошел искать каюту. К моему удивлению, я поднимался не вверх на лифте с меньшинством, а с большой толпой спускался вниз по узенькой лестнице, извините, трапу. Когда я понял, что мы уже ниже ватерлинии, мне стало несколько грустно. Спустившись до нужной палубы, мы как муравьи стали делиться на потоки, растекающиеся в нескольких направлениях. Наконец, я нашел свою каюту, оказавшуюся маленькой клетушкой размером 2 на 2 метра. Койки были подвешены как в купейном вагоне по две на каждой стене. С тем лишь отличием, что не на параллельных стенках, а на смежных, под прямым углом, в шахматном порядке. Так что если лечь головой в угол, где сходятся койки, то носом, лежа на спине, можно коснуться следующей полки. Поглядел я на это дело, вспомнил «Титаник», и пошел доплачивать за двухместную каюту на верхней палубе.
На судне бесплатная сауна, бесплатные тренажеры, ресторан, два бара. Для детей: игровая комната для малышей и зал с play station для ребят постарше. Тоже бесплатно. Если все это надоело или вообще неинтересно, в хорошую погоду можно замечательно провести время на открытой палубе, читая в шезлонге, или просто любуясь морем. Чем не круиз.
Вечером пришли в Травемюнде. Мой товарищ с женой поехали без ночевки в Страссбург и далее в Испанию, а мы с дочкой доехали до Любека, нашли в пригороде маленький семейный отель , каких много в Германии, где и заночевали за 70 евро.
День четвертый. 12 июня. Любек – Париж.
Встали не рано, около девяти. Потому как накануне гуляли до ночи по старому Любеку. Быстро позавтракали, собрались и без четверти десять сели в машину. Надо было поторапливаться, ночевать мы собирались в Париже, а до него 900 верст. Я уже включил передачу, как вдруг решил, что надо бы проверить резину. Вышел из машины и обомлел. На правом заднем колесе по всей окружности вылез корт. Как такое могло случиться, ведь после российско-финской границы, где оно было просто лысым, мы проехали меньше трехсот километров? О том, чтобы ехать дальше не могло быть и речи, в любой момент колесо могло умереть. Через пятнадцать минут я нашел магазин и станцию сети АTU, купил четыре баллона Barum немецкого производства и через сорок минут мы уже ехали на новой резине. Сразу после Любека около часа ползли в пробке из-за ремонта дороги при съезде на автобан. Зато потом настало счастье: ограничений скоростного режима на автобанах нет, за исключением отдельных участков. И левый ряд всегда свободен. Дочка все просила разогнаться до 200 км/ч, но из-за сильного бокового ветра я не решился это сделать. Вообще надо отметить идеальное качество немецких автодорог. Они хороши по всей Западной Европе, но в Германии особенно. На какой-нибудь второстепенной дорожке между деревнями еще могут встретиться заплатки на асфальте, и то не часто, и такие, что их не особенно и почувствуешь. Но автобан - это святое. Великолепное покрытие, радиусы поворотов рассчитаны так, что практически в любой можно входить, не снижая скорости. Уклон дороги в поворотах также способствует тому, чтобы вы остались на трассе, а не вылетели с нее, как у нас. Дублирующиеся многократно указатели, удобные развязки, разгонные полосы et cetera. Дороги там и в России отличаются также, как отличаются немецкие и российские деревни. А ведь мы их в сорок пятом… Казалось бы чего проще, столько денег вбухали в третье транспортное кольцо в Москве, страшно подумать, так неужели нельзя было потратить еще пару тысяч евро и послать «туда» проектировщика, хотя бы одного. Чтобы посмотрел парень, как строить развязки, как надо сделать въезды на кольцо так, чтобы оно ехало, а не стояло. А может, и посылали, только он не дороги смотрел, а шнапс с пивом трескал.
Миновали Гамбург, Ганновер, индустриальное сердце Германии Дортмунд и Дюссельдорф и около четырех часов в районе Аахена пересекли бельгийскую границу. Это почувствовалось сразу, дорожное покрытие стало заметно хуже, хотя, конечно, колеи и ям как в России, не было. Изменился и окружающий пейзаж, аккуратные немецкие деревни остались позади. Трассы в Европе не проходят по населенным пунктам, но даже на некотором расстоянии это было заметно. Но, опять же, это был переход от красного к розовому, дома стали чуть менее аккуратными, но никак не покосившимися избами с проваливающимися крышами. Пару часов по Бельгии, рядом Нидерланды, Люксембург недалеко, но времени мало, и мы въезжаем во Францию. Пограничная инфраструктура внутри стран Шенгенского соглашения осталась: здания таможен, пункты пропуска, но ни пограничников, ни таможенников нет. Обычно на границах дежурят наряды полиции и миграционной службы, которые выборочно проверяют проезжающие автомобили. За эту поездку мы пересекали границы внутри Шенгена 16 раз, но нас никогда не останавливали. Только с интересом поглядывали на номерные знаки, и чем дальше от России, тем с большим удивлением.
К Парижу подъезжали уже в сумерках. До Диснейлэнда, пока искали, добрались уже в полной темноте. Как я и предполагал, в непосредственной близости от Диснейленда была построена целая деревня отелей. Чего я не предвидел, так это цен по 250 – 300 евро за ночь. Отель у входа в Диснейлэнд просил уже 900 евро. Я, конечно, ожидал, что эти отели будут дороже, чем в Париже, но не настолько же. Да, слов нет, отели тематические, очень красивые, для детей просто мечта. Но бюджет нашей поездки строился на более скромных числах, и мы, посетив три разных receptions с одинаковыми ценами, вернулись на автостраду. Проехав буквально пару километров в сторону Парижа, мы нашли прямо у трассы сразу три отеля с ценами от 60 до 80 евро за номер на двоих, где и заночевали.
День пятый. Диснейленд.
Первый день, прошедший без перемещения в пространстве. Пятнадцать километров до Диснейленда и обратно можно считать допустимой погрешностью. В Диснейленде мы провели одиннадцать часов, семь из которых простояли в очередях, была суббота. Но, обычно плохо переносящий даже самые маленькие очереди, я довольно спокойно отстаивал по часу, чтобы попасть на очередной аттракцион продолжительностью пять минут. Ребенка очереди вообще не «парили». (?) Ушли мы уже после закрытия, в одиннадцатом часу. И перешли в Disney Village, где жизнь только начиналась. Море света, рестораны, магазины, клубы. Везде битком. Записались на ужин в «Планету Голливуд», поднялись на воздушном шаре, посмотрели сверху на Париж. Когда спустились, как раз подошла наша очередь. «Планета» оказалась редкостным гадюшником, минус три звезды по Мишлену. После ресторана никак не могли в темноте найти машину на огромной, размером с два футбольных поля, почти пустой парковке. В какой-то момент я по-настоящему испугался, что машину угнали. Уже начал выстраивать план действий: без средства передвижения и без большей части багажа, который оставался в машине. И, к стыду признаться, без паспортов, опрометчиво оставленных мной в бардачке. Когда холодный пот, стекая по спине, достиг уровня талии, ко мне вернулась надежда: а вдруг, это не та парковка. Так и вышло. Ощущение от встречи с родным, одиноко стоящим в ночи, автомобилем было сродни облегчению после часового поиска WC.
День шестой. Париж – Бретань.
Встали пораньше, и - в Париж. Хорошо звучит, черт возьми. Помните, у Жванецкого: «Мне в Париж по делу, срочно!» Давно ли подобная фраза вызывала ироничную усмешку, а теперь – обыденная штука. Встал, умылся и - в Париж.
Я, конечно, понимал, что как это ни грустно, но архитектура вообще и достопримечательности в частности, моей дочери, как и большинству ее сверстников, мало интересны. И посещение Диснейленда она предпочтет прогулке по центру Парижа, Порт Авентура – поющим фонтанам в Барселоне, а мюнхенский зоопарк – визиту на Мариенплац. Но на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Поэтому хошь - не хошь, а в Париж поедешь. Я решил, что полдня, проведенные в центре, не будут для ребенка слишком уж обременительны. Не доезжая пары километров до Нотр Дам де Пари, я нашел подземную парковку. Там, что было сюрпризом для Маши, мы сменили машину на коньки, взятые из Москвы, и продолжили путь на роликах. Прокатились по набережным Сены, «потусовались» у Нотр Дама, слегка заблудились на обратном пути. Маша подустала, а я получил огромное удовольствие от такого способа осмотра города, успеваешь гораздо больше, нежели, когда гуляешь пешком. Единственный минус – ни в магазин, ни в ресторан, ни в музей на роликах не пустят, но, если взять с собой рюкзачок со «сменкой», и эта проблема решается. Спустя 2 часа 10 минут забрали машину, причем злобные французы взяли оплату за три, и поехали к La Tour de Eifel. Сделали пару кругов вокруг башни в поисках места для парковки. Пришлось уехать за километр, ближе ничего не было. Пока шли к башне, увидели у одного из домов, выходящих фасадом на набережную Сены, очень необычную стену. Вся стена, исключая лишь окна, была засажена декоративными цветами и растениями. Не плющ, обвивающий стену, а растения, посаженные в почву, непонятным образом удерживающуюся на вертикальной поверхности. А с крыши постоянно подается вода, питающая цветы и стекающая по отвесной стене на тротуар.
При подъеме на Эйфелеву башню совершил ту же ошибку, что и десять лет назад – зашел не с той «ноги». У башни их, как известно четыре. Так вот, не знаю со всех ли четырех можно подняться или только с двух, но на одной есть лифт с самого низа, а на другой до второго уровня надо идти пешком. На этот раз я спросил, но то ли француженка плохо поняла мой вопрос, то ли решила злобно подшутить, но она указала нам опору для триатлонистов. Я понял это после первых лестничных пролетов, пройденных пешком. Чтобы было понятно, для тех, кто там не бывал, второй уровень – это 150 метров над землей. То есть мы с Машей поднялись пешком на крышу 50-этажного дома, или добрались до геофака (ничего ругательного), расположенного на последних этажах здания МГУ. На втором этаже, визуально напоминая биатлонистов на финише после стайерской гонки, мы сели в лифт, идущий на самый верх. Честно говоря, что мне, что Маше на виды Парижа уже было наплевать. Мы, конечно, обошли смотровую площадку по периметру, поставили галочку, и вниз.
Очень долго выбирались из города. Потом посчитали, дорогу мы спрашивали у 14 человек. Одиннадцать из них не говорили по-английски, с ними объяснялись жестами и горловыми звуками. Остальные трое говорили довольно хорошо, но все четырнадцать указывали в разные стороны. Я, конечно, слегка утрирую, но, во всяком случае, мы потеряли два часа, пока выехали из города.
Немецкая халява кончилась. Хотите красиво кататься – в кассу «сель ву пле». Практически все магистрали во Франции платные, и, по ощущениям, дороже, чем в той же Италии. Проехали от Парижа на запад 500 километров, а вспомнить особенно нечего – летишь по трассе, и кроме дороги ничего не видишь. Так что, если есть желание посмотреть страну – забудьте про «хай веи» и «автобаны». Езжайте по бесплатным дублерам, там, где они есть. И по сторонам насмотритесь, и денег сэкономите (за три дня длительных переездов по Франции я отдал больше 200 евро). Одно условие: у вас должно быть время, много времени. Потому как скорость падает раза в два, дублер идет через населенные пункты, там есть светофоры, ограничения скорости etc.
Rennes проехали уже вечером, и я понял, что в Lorient, выбранный в качестве пункта встречи с океаном, мы доберемся лишь к полуночи. Поскольку номера забронированы не были, и ехать, по большому счету, было все равно куда, я решил направиться в ближайший к нам бретонский городок на Атлантике. Таковым оказался Vannes. Очень красивый, отлично сохранившийся средневековый город. На периферии, конечно же, есть новостройки, но ходить туда совсем не обязательно. В Vannes добрались в одиннадцатом часу. Маленькое кафе, пустые столики на улице, скучающая официантка.
- Извините, а где океан?
- Это уже за городом, минут десять отсюда. Езжайте прямо по этой дороге, никуда не сворачивая.
- А отели там есть?
- Как раз в отель и упретесь.
Так все и оказалось. В километре от города мы выехали на длинный узкий мыс. Но никаких волн не было. По обеим сторонам дороги в тихих заводях марин покачивались на ветру мачты. Марины были похожи скорее на озерные, нежели на морские. Площадь водного зеркала была везде небольшой, противоположный берег находился на расстоянии не более 500 метров. Открытого моря нигде не было видно. Скоро мы уперлись в «кирпич», дальше шла пешеходная зона, слева большая стоянка для машин, чуть правее шлагбаум и закрытая парковка отеля. Вышли из машины, прошли под шлагбаум. Отель «Roof», небольшой симпатичный, с уютным патио, выходящим на очередную марину, которые, видимо, здесь повсюду. Улыбчивый бретонец, а может быть гасконец, а может парижанин, но, главное, француз на reception предложил нам номер за 120 евро. Без завтрака. Во Франции обычно завтрак не входит в стоимость номера. Это было процентов на 50 больше той суммы, которую я ожидал услышать. Да и океана не было видно.
«Скажите, а океан где?», - спрашиваю я портье.
Удивление в глазах, - «Так вот он», - указующий жест на патио.
- Нет, нет, я имею ввиду открытый океан, волны, простор, понимаете?
- А, это Вам надо километров пятнадцать проехать, вернуться в город и ехать на юг вдоль побережья. Наш-то мыс находится в глубоком заливе со множеством островов, так что здесь волн не бывает, зато идеальная стоянка для яхт и катеров, как Вы могли уже заметить.
- А отели там есть?
- Есть, конечно, но как с местами я не знаю.
Я поблагодарил портье, и хотел уж было ехать дальше, но подумал: время уже двенадцатый час, пока доедем, пока отель найдем, а искать в полной темноте, да и ребенку давно спать пора. И, посовещавшись с дочерью, решил остаться. Кухня в отеле была уже закрыта, и «вечерять» мы поехали в центр Vannes, где портье заказал нам столик в милом ресторанчике в старом городе. На узкой, машина не проедет, средневековой улочке стояли три столика. Бретань – не Лазурный Берег, ночью прохладно, но мы, очарованные местным колоритом, не стали садиться внутри, а разместились за столиком на улице. Тихая звездная ночь, камни домов эпохи Людовика XIV, свежие устрицы с местным белым вином , чего еще желать. Устрицы, кстати говоря, мы ели первый раз в жизни. Оказалось, что их надо сразу глотать целиком, не пережевывая. Маше понравилось, я же понял, что ем их первый и, видимо, последний раз в жизни.