Футуристический автомобиль и фаворит медиа, лаборатория на колёсах для экспериментов с двигателем Ванкеля и тестирования новых технологий, легендарный автомобиль-рекордсмен… Всё это и многое другое - о знаменитом Mercedes-Benz C 111.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II
20 мая 1969 года Правление Daimler-Benz AG приняло решение о том, что новый экспериментальный автомобиль компании Mercedes-Benz C 111 будет впервые представлен широкой общественности на Международном автосалоне (IAA) во Франкфурте-на-Майне 11 - 21 сентября 1969 года. После своего сенсационного дебюта C 111 посетил множество других выставок и ярмарок: Парижский автосалон, Лондонский автосалон (октябрь 1969 года), Туринский автосалон (октябрь / ноябрь 1969 года), Jochen Rindt Show в Вене (ноябрь 1969 года) и Эссен (декабрь 1969 г.), Брюссельский международный автосалон (январь 1970 г.) и Чикагский автосалон (февраль 1970 г.).
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II, представленный на 40-м Женевском автосалоне с 12 по 22 марта 1970 года.
Представление второго поколения спорткара, C 111-II с истинно спортивным роторным двигателем M 950 F мощностью 257 кВт (350 л.с.), состоялось 50 лет назад на проходившем в марте 1970 года 40-м Женевском автосалоне. Новый автомобиль, высотой всего 1120 миллиметров и колесной базой в 2620 миллиметров, с экстравагантными дверями типа «крылья чайки», имеет армированный стекловолокном пластиковый (GFRP) корпус, закреплённый на раме из листовой стали, а его максимальная скорость составляет 300 км/ч. Отдел дизайна, возглавляемый Бруно Сакко и Йозефом Галлицендорфером, начал работу над внешним обликом C 111-II летом 1969 года. По сравнению с предшественником, у автомобиля значительно улучшился обзор с места водителя благодаря изменённой форме крыши и крышки багажника. Аэродинамика автомобиля также была оптимизирована: измерения в аэродинамической трубе показали, что сопротивление автомобиля уменьшилось на восемь процентов по сравнению с предыдущей моделью. Интерьер C 111-II впечатляет современной для того времени эстетикой, а наличие места для одного большого и двух маленьких чемоданов из набора чемоданов Mercedes-Benz подчеркивает его пригодность для повседневного использования.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II. Задний багажник вмещает два маленьких и один большой чемодан из набора чемоданов Mercedes-Benz
К тому же, по сравнению с предшественником, у C 111-II появилось ещё несколько удобных деталей, что было особенно важно для Рудольфа Уленхаута, руководителя отдела развития пассажирских автомобилей Mercedes-Benz. В дополнение к обычному багажнику в автомобиле предусмотрено место для размещения ещё одного предмета багажа, закрепленного ремнями на крышке багажника, а также возможность перевозки лыж. Уленхаут даже подверг C 111-II ориентированному на практичность «тесту масла», в ходе которого при движении автомобиля определяли, расплавится ли в результате воздействия тепла от двигателя пачка сливочного масла, находящегося в багажнике.
Роторный двигатель Ванкеля исследовательского автомобиля Mercedes-Benz C 111-II, 1970 г.
Сегодня имидж C 111-II и его предшественника неразрывно связан с оранжевой краской металлик Weissherbst. Но так было не всегда. В конце 1960-х годов изначально планировалось наносить на автомобили лакокрасочное покрытие «Vermillion» и рисунки, стилизованные под раллийные полосы. И в 1969 году модель C 111 была впервые представлена публике, окрашенная белой краской со специальным эффектом и ярко-оранжевыми бликами. Тем не менее, к дебюту C 111-II в Женеве 50 лет назад окончательный выбор лакокрасочного покрытия был сделан в пользу Weissherbst, как характерного для данной модели.
Экспериментальный Мерседес-Бенц C 111-II с двигателем V8 на историческом гидроузле Vermuntwerk во время Silvretta Classic Rallye Montafon 2014.
Пол века назад посетители автосалона в Женеве могли не только восхищаться созерцанием C 111-II в качестве основного события выставки, но и наблюдать его в движении на трассе. Mercedes-Benz привез на выставку два из пяти экспериментальных автомобилей этой серии. Таким образом, второй опытный образец (C 111-II с внутренним номером 31) можно было увидеть во время демонстрационных тест-драйвов для прессы 10 и 11 марта 1970 года на Circuit de Monthoux, недалеко от Женевы.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II. Демонстрационный тест-драйв для прессы 10 и 11 марта 1970 года на автодроме Circuit de Monthoux близ Женевы.
Поклонники спортивных автомобилей были готовы платить значительные суммы за C 111. Например, в Лондоне в 1969 году автолюбитель предложил заплатить за автомобиль мечты полмиллиона немецких марок и направил в Штутгарт бланки банковских чеков. Но компания чётко дала понять, что этот экспериментальный автомобиль не продается. Чеки так и остались незаполненными. Курьёза ситуации добавляет тот факт, что по первоначальному замыслу автомобиль, ныне известный как C 111 (с внутренним обозначением Mercedes-Benz C 101), разрабатывался для совершенно иной целевой группы. Еще в 1963 году возникла идея использовать двигатель Ванкеля в небольшом недорогом спортивном автомобиле, расположенном в модельной линейке ниже «Пагоды» SL (W 113). Более детально эта стратегия была определена в 1968 году как «маленький спортивный автомобиль» без каких-либо особых систем комфорта, который подходил бы для ралли-спорта и был ориентирован на молодежь.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C111 - икона стиля со спортивным акцентом, на стенде Mercedes-Benz. Штутгарт, март 2015, выставка Ретроклассика.
(фото - Сергей Барков, шеф-редактор Mercedes-Benz Classic Club Russia)
C111. Впечатляющий вид сзади. Ширина покрышек намекает на избыточную мощность двигателя. Штутгарт, март 2015, выставка Ретроклассика.
(фото - Сергей Барков, шеф-редактор Mercedes-Benz Classic Club Russia)
C 111 уникален не только своей футуристической формой. Это первое в мире транспортное средство, полностью спроектированное на компьютере. При разработке автомобиля инженеры использовали метод ESEM (метод упругих элементов), разработанный в Mercedes-Benz. Цифровые технологии даже позволили рассчитать динамические нагрузки. По оценкам компании, благодаря внедрению этого метода время разработки модели было сокращено примерно на четыре месяца. Новшество представлено в документальном фильме компании - «Das Auto, das aus dem Computer kam» (автомобиль из компьютера).
Президент ФРГ Вальтер Шеэль посетил Daimler-Benz AG в Штутгарте 30 октября 1974 года. Член исполнительного совета, профессор, д-р Ханс Шеренберг провёл для президента испытательный заезд на Mercedes-Benz C111 / II на тестовом треке в Унтертюркхайме.
В декабре 1970 года место роторного двигателя в C 111-II занял 3,5-литровый поршневой двигатель V8 Mercedes-Benz. С тех пор компания больше не проводила разработок спортивных автомобилей с двигателем Ванкеля. Однако, звезда экспериментальных автомобилей не угасла: C 111-II заложил основу для очень успешных автомобилей-рекордсменов C 111-II D (1976), C 111-III (1977) и C 111-IV (1979).
C111 как виток эволюции, в музее Mercedes-Benz в Штутгарте, март 2017.
(фото - Сергей Барков, шеф-редактор Mercedes-Benz Classic Club Russia)
В ближайшее время в Штутгарте будет издана книга «Mercedes-Benz C 111», которая даст полное представление о разработке автомобиля мечты и автомобиля-рекордсмена. Публикация основана на глубоких исследованиях, на исчерпывающей, подробной информации и фотографиях из архивов Daimler AG, в том числе, и многих ранее неопубликованных материалах, которые впервые отражают всю историю развития этого захватывающего автомобиля.
Три C 111: первая версия 1969 года (слева), испытательный автомобиль «Гобель» (справа) и вторая версия 1970 года, представленная в Женеве.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II, экстерьер.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II, представленный в музее Mercedes-Benz, экспозиция «Очарование технологий».
Материалы предоставлены Daimler AG
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II
20 мая 1969 года Правление Daimler-Benz AG приняло решение о том, что новый экспериментальный автомобиль компании Mercedes-Benz C 111 будет впервые представлен широкой общественности на Международном автосалоне (IAA) во Франкфурте-на-Майне 11 - 21 сентября 1969 года. После своего сенсационного дебюта C 111 посетил множество других выставок и ярмарок: Парижский автосалон, Лондонский автосалон (октябрь 1969 года), Туринский автосалон (октябрь / ноябрь 1969 года), Jochen Rindt Show в Вене (ноябрь 1969 года) и Эссен (декабрь 1969 г.), Брюссельский международный автосалон (январь 1970 г.) и Чикагский автосалон (февраль 1970 г.).
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II, представленный на 40-м Женевском автосалоне с 12 по 22 марта 1970 года.
Представление второго поколения спорткара, C 111-II с истинно спортивным роторным двигателем M 950 F мощностью 257 кВт (350 л.с.), состоялось 50 лет назад на проходившем в марте 1970 года 40-м Женевском автосалоне. Новый автомобиль, высотой всего 1120 миллиметров и колесной базой в 2620 миллиметров, с экстравагантными дверями типа «крылья чайки», имеет армированный стекловолокном пластиковый (GFRP) корпус, закреплённый на раме из листовой стали, а его максимальная скорость составляет 300 км/ч. Отдел дизайна, возглавляемый Бруно Сакко и Йозефом Галлицендорфером, начал работу над внешним обликом C 111-II летом 1969 года. По сравнению с предшественником, у автомобиля значительно улучшился обзор с места водителя благодаря изменённой форме крыши и крышки багажника. Аэродинамика автомобиля также была оптимизирована: измерения в аэродинамической трубе показали, что сопротивление автомобиля уменьшилось на восемь процентов по сравнению с предыдущей моделью. Интерьер C 111-II впечатляет современной для того времени эстетикой, а наличие места для одного большого и двух маленьких чемоданов из набора чемоданов Mercedes-Benz подчеркивает его пригодность для повседневного использования.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II. Задний багажник вмещает два маленьких и один большой чемодан из набора чемоданов Mercedes-Benz
К тому же, по сравнению с предшественником, у C 111-II появилось ещё несколько удобных деталей, что было особенно важно для Рудольфа Уленхаута, руководителя отдела развития пассажирских автомобилей Mercedes-Benz. В дополнение к обычному багажнику в автомобиле предусмотрено место для размещения ещё одного предмета багажа, закрепленного ремнями на крышке багажника, а также возможность перевозки лыж. Уленхаут даже подверг C 111-II ориентированному на практичность «тесту масла», в ходе которого при движении автомобиля определяли, расплавится ли в результате воздействия тепла от двигателя пачка сливочного масла, находящегося в багажнике.
Роторный двигатель Ванкеля исследовательского автомобиля Mercedes-Benz C 111-II, 1970 г.
Сегодня имидж C 111-II и его предшественника неразрывно связан с оранжевой краской металлик Weissherbst. Но так было не всегда. В конце 1960-х годов изначально планировалось наносить на автомобили лакокрасочное покрытие «Vermillion» и рисунки, стилизованные под раллийные полосы. И в 1969 году модель C 111 была впервые представлена публике, окрашенная белой краской со специальным эффектом и ярко-оранжевыми бликами. Тем не менее, к дебюту C 111-II в Женеве 50 лет назад окончательный выбор лакокрасочного покрытия был сделан в пользу Weissherbst, как характерного для данной модели.
Экспериментальный Мерседес-Бенц C 111-II с двигателем V8 на историческом гидроузле Vermuntwerk во время Silvretta Classic Rallye Montafon 2014.
Пол века назад посетители автосалона в Женеве могли не только восхищаться созерцанием C 111-II в качестве основного события выставки, но и наблюдать его в движении на трассе. Mercedes-Benz привез на выставку два из пяти экспериментальных автомобилей этой серии. Таким образом, второй опытный образец (C 111-II с внутренним номером 31) можно было увидеть во время демонстрационных тест-драйвов для прессы 10 и 11 марта 1970 года на Circuit de Monthoux, недалеко от Женевы.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II. Демонстрационный тест-драйв для прессы 10 и 11 марта 1970 года на автодроме Circuit de Monthoux близ Женевы.
Поклонники спортивных автомобилей были готовы платить значительные суммы за C 111. Например, в Лондоне в 1969 году автолюбитель предложил заплатить за автомобиль мечты полмиллиона немецких марок и направил в Штутгарт бланки банковских чеков. Но компания чётко дала понять, что этот экспериментальный автомобиль не продается. Чеки так и остались незаполненными. Курьёза ситуации добавляет тот факт, что по первоначальному замыслу автомобиль, ныне известный как C 111 (с внутренним обозначением Mercedes-Benz C 101), разрабатывался для совершенно иной целевой группы. Еще в 1963 году возникла идея использовать двигатель Ванкеля в небольшом недорогом спортивном автомобиле, расположенном в модельной линейке ниже «Пагоды» SL (W 113). Более детально эта стратегия была определена в 1968 году как «маленький спортивный автомобиль» без каких-либо особых систем комфорта, который подходил бы для ралли-спорта и был ориентирован на молодежь.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C111 - икона стиля со спортивным акцентом, на стенде Mercedes-Benz. Штутгарт, март 2015, выставка Ретроклассика.
(фото - Сергей Барков, шеф-редактор Mercedes-Benz Classic Club Russia)
C111. Впечатляющий вид сзади. Ширина покрышек намекает на избыточную мощность двигателя. Штутгарт, март 2015, выставка Ретроклассика.
(фото - Сергей Барков, шеф-редактор Mercedes-Benz Classic Club Russia)
C 111 уникален не только своей футуристической формой. Это первое в мире транспортное средство, полностью спроектированное на компьютере. При разработке автомобиля инженеры использовали метод ESEM (метод упругих элементов), разработанный в Mercedes-Benz. Цифровые технологии даже позволили рассчитать динамические нагрузки. По оценкам компании, благодаря внедрению этого метода время разработки модели было сокращено примерно на четыре месяца. Новшество представлено в документальном фильме компании - «Das Auto, das aus dem Computer kam» (автомобиль из компьютера).
Президент ФРГ Вальтер Шеэль посетил Daimler-Benz AG в Штутгарте 30 октября 1974 года. Член исполнительного совета, профессор, д-р Ханс Шеренберг провёл для президента испытательный заезд на Mercedes-Benz C111 / II на тестовом треке в Унтертюркхайме.
В декабре 1970 года место роторного двигателя в C 111-II занял 3,5-литровый поршневой двигатель V8 Mercedes-Benz. С тех пор компания больше не проводила разработок спортивных автомобилей с двигателем Ванкеля. Однако, звезда экспериментальных автомобилей не угасла: C 111-II заложил основу для очень успешных автомобилей-рекордсменов C 111-II D (1976), C 111-III (1977) и C 111-IV (1979).
C111 как виток эволюции, в музее Mercedes-Benz в Штутгарте, март 2017.
(фото - Сергей Барков, шеф-редактор Mercedes-Benz Classic Club Russia)
В ближайшее время в Штутгарте будет издана книга «Mercedes-Benz C 111», которая даст полное представление о разработке автомобиля мечты и автомобиля-рекордсмена. Публикация основана на глубоких исследованиях, на исчерпывающей, подробной информации и фотографиях из архивов Daimler AG, в том числе, и многих ранее неопубликованных материалах, которые впервые отражают всю историю развития этого захватывающего автомобиля.
Три C 111: первая версия 1969 года (слева), испытательный автомобиль «Гобель» (справа) и вторая версия 1970 года, представленная в Женеве.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II, экстерьер.
Экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C 111-II, представленный в музее Mercedes-Benz, экспозиция «Очарование технологий».