В этом году “Мерседес-Бенц” отмечает круглую дату с рождения основателей компании Готтлиба Даймлера (Gottlieb Daimler) и Карла Бенца (Carl Benz). Даймлер родился 185 лет назад, 17 марта 1834 года в Шорндорфе (Schorndorf), а Бенц – 175 лет назад, 25 ноября 1844 года в Мюльбурге (Mühlburg). На сегодняшний день концерн “Даймлер” организовал несколько мемориальных комплексов, призванных почтить память этих двух пионеров автомобильной промышленности.
Оба изобретателя родились на юге Германии в середине XIX-го века. Готтлиб Даймлер появился на свет 185 лет назад, 17 марта 1834 года в семье пекаря Йоханнеса Доймлера (Johannes Deumler) – именно таким было написание их фамилии в то время. Мать изобретателя, Вильгельмин Фридерике (Wilhelmine Friederike), родом из Шорндорфа, что в 20 километрах к югу от Штутгарта.
Карл Бенц родился десятью годами позже – 175 лет назад – в семье Иоганна Георга Бенца (Johann Georg Benz), машиниста Государственной железнодорожной компании Бадена, и Жозефины Вайян (Josephine Vaillant), горничной. Родители Карла Бенца поженились в 1845 году, но уже через год его отец скончался от пневмонии.
Как сын пекаря стал всемирно известным инженером
Ведомый жаждой знаний, Готтлиб Даймлер посещал гимназию, а по воскресениям получал дополнительные уроки черчения в Шорндорфе. Став учеником оружейного мастера, он приобрел опыт в области точной механики. После сдачи экзамена на подмастерье в 1852 году Даймлер поступил в Технический колледж в Штутгарте. Государственный советник Вюртемберга (Württemberg) Фердинанд Штейнбайс (Ferdinand Steinbeis) нашел для него работу в Эльзасе (Alsace), где Даймлер получил хорошую теоретическую подготовку. Окончив учебу, молодой инженер сначала работал в Париже, а затем – в нескольких промышленных городах Великобритании. В 1864 году, состоя на должности инспектора мастерской в Ройтлингене (Reutlingen), Даймлер встретил Вильгельма Майбаха (Wilhelm Maybach), который в дальнейшем стал его партнером в создании первого автомобиля. В 1867 году Даймлер женился на Эмме Курц (Emma Kurtz) из Маульбронна (Maulbronn). В 1868 году он возглавил мастерскую в Карлсруэ (Karlsruhe).
Энтузиазм в отношении технологий и первые разработки
Стараниями Жозефины Бенц ее сын смог не только посещать гимназию, но и получить дальнейшее образование. Карл Бенц увлекался технологиями и уже в 16 лет поступил в Политехнический колледж в Карлсруэ, где изучал машиностроение. Окончив учебу, он работал слесарем, чертежником и проектировщиком железных мостов. В 1871 году совместно с Августом Риттером (August Ritter) Бенц основал свою собственную компанию в Мангейме (Mannheim).
Первый автомобиль
Благодаря помощи своей будущей жены Берты Рингер (Bertha Ringer; свадьба состоялась в 1872 г.), Бенцу удалось выкупить долю Риттера. Начиная с 1878 года, он работал над проектом газового двигателя как стационарного привода и источника энергии для самоходной повозки. В 1883 году была основана компания “Benz & Cie. Rheinische Gasmotoren-Fabrik Mannheim”, которая успешно продавала стационарный двухтактный двигатель под названием “System Benz”. Тем не менее, изобретатель уже работал над легким четырехтактным двигателем, намереваясь использовать его в качестве автомобильного привода. Новаторство Бенца состояло в проектировании двигателя и транспортного средства как единой системы. Так появился первый автомобиль, и 29 января 1886 года Бенц подал заявление в Императорское патентное ведомство (Imperial Patent Office) на получение патента на “Транспортное средство с приводом от газового двигателя”. Описание изобретения к патенту DRP 37435 можно считать свидетельством о рождении автомобиля.

Прогулка на «Benz Patent Motor Car», первом автомобиле мира. Карл Бенц находится справа, рядом с ним один из его сотрудников Йозеф Брехт.
Даймлер и четырехтактный двигатель
В тот же период в Каннштатте (Cannstatt) Готтлиб Даймлер разрабатывал собственное инновационное средство передвижения. В 1872 году его назначили техническим директором компании “Gasmotoren-Fabrik Deutz AG”. Даймлер и Майбах организовали крупномасштабное производство стационарных моторов и подготовили четырехтактный двигатель Николауса Отто (Nicolaus Otto) к массовому выпуску. Однако в июне 1882 года Даймлер покинул компанию из-за расхождений во мнениях с Отто.
Весной того же года он купил большой дом в Каннштатте недалеко от Штутгарта и обустроил в оранжерее экспериментальную мастерскую. Именно здесь Даймлер и Майбах разработали свой высокоскоростной четырехтактный мотор для автомобилей, рельсовых транспортных средств, катеров и дирижаблей. Затем изобретатели запатентовали двигатель с нерегулируемой системой зажигания от калильной трубки и механизмом газораспределения (1883 год). Двигатели Даймлера вскоре достигли 600 об/мин – в три раза быстрее обычного диапазона скоростей. В 1884 году был создан знаменитый одноцилиндровый двигатель “дедушкины часы”. В 1885 году его запатентовали как “газовый или бензиновый двигатель” и установили на “Рейтваген” – мотоцикл с деревянной рамой. В 1886 году наконец появился первый в мире четырехколесный бензиновый автомобиль.
В 1890 году в Каннштатте была основана компания “Daimler-Motoren-Gesellschaft” (DMG). Ее главным рынком сбыта стала Франция, где двухцилиндровые V-образные двигатели изготавливались по лицензии “Daimler”. Сам Даймлер был вынужден покинуть компанию в 1894 году, но годом позже он вернулся, а в 1897 году возглавил Наблюдательный совет. Умер изобретатель 6 марта 1900 года.

Готлиб Даймлер наслаждается поездкой на заднем сиденье своего «Моторного вагона», которым управляет его сын Адольф. (1871-1913).
Карл Бенц продолжал разработку и совершенствование своего запатентованного автомобиля. К его творению во Франции тоже испытывали огромный интерес. В начале 1903 года Бенц стал членом Наблюдательного совета компании “Benz & Cie”. В 1906 году, переехав в Ладенбург (Ladenburg), он основал фирму “Carl Benz Söhne”. Карл Бенц скончался в Ладенбурге 4 апреля 1929 года, 90 лет назад.
Памятные места
Напоминанием о жизни и достижениях этих двух пионеров автомобильной промышленности служат несколько мемориальных площадок:
* Дом в Шорндорфе, где родился Готтлиб Даймлер, был приобретен концерном “Daimler-Benz AG” в 1979 году. После дорогостоящей реставрации, длившейся около трех лет, его открыли для публики. Здесь представлены модели изобретений, документы и другие экспонаты, рассказывающие о жизни и работе Даймлера.

Место рождения Готтлиба Даймлера в Шорндорфе около Штутгарта, фасад. Фото 2001 года.

Место рождения Готлиба Даймлера в Шорндорфе, недалеко от Штутгарта, выставка на первом этаже. Фото 2001 года.
* Дом Карла Бенца в Ладенбурге в 1905 году стал фамильным домом. В 1985 году его выкупил “Daimler-Benz AG”. С 1986 года здесь располагается штаб-квартира Фонда Готтлиба Даймлера и Карла Бенца.

Дом Карла Бенца в Ладенбурге, внешний вид. Фото 1985 года.

Дом Карла Бенца в Ладенбурге, выставка в садовом домике. Фото 2001 года.
* Экспериментальная мастерская в оранжерее садового домика в резиденции Даймлера в Каннштатте уже в 1940 году была открыта для публики как место памяти. В 1984 году мастерскую отреставрировали. В наши дни здесь находится небольшой музей.
Оба изобретателя родились на юге Германии в середине XIX-го века. Готтлиб Даймлер появился на свет 185 лет назад, 17 марта 1834 года в семье пекаря Йоханнеса Доймлера (Johannes Deumler) – именно таким было написание их фамилии в то время. Мать изобретателя, Вильгельмин Фридерике (Wilhelmine Friederike), родом из Шорндорфа, что в 20 километрах к югу от Штутгарта.
Карл Бенц родился десятью годами позже – 175 лет назад – в семье Иоганна Георга Бенца (Johann Georg Benz), машиниста Государственной железнодорожной компании Бадена, и Жозефины Вайян (Josephine Vaillant), горничной. Родители Карла Бенца поженились в 1845 году, но уже через год его отец скончался от пневмонии.
Как сын пекаря стал всемирно известным инженером
Ведомый жаждой знаний, Готтлиб Даймлер посещал гимназию, а по воскресениям получал дополнительные уроки черчения в Шорндорфе. Став учеником оружейного мастера, он приобрел опыт в области точной механики. После сдачи экзамена на подмастерье в 1852 году Даймлер поступил в Технический колледж в Штутгарте. Государственный советник Вюртемберга (Württemberg) Фердинанд Штейнбайс (Ferdinand Steinbeis) нашел для него работу в Эльзасе (Alsace), где Даймлер получил хорошую теоретическую подготовку. Окончив учебу, молодой инженер сначала работал в Париже, а затем – в нескольких промышленных городах Великобритании. В 1864 году, состоя на должности инспектора мастерской в Ройтлингене (Reutlingen), Даймлер встретил Вильгельма Майбаха (Wilhelm Maybach), который в дальнейшем стал его партнером в создании первого автомобиля. В 1867 году Даймлер женился на Эмме Курц (Emma Kurtz) из Маульбронна (Maulbronn). В 1868 году он возглавил мастерскую в Карлсруэ (Karlsruhe).
Энтузиазм в отношении технологий и первые разработки
Стараниями Жозефины Бенц ее сын смог не только посещать гимназию, но и получить дальнейшее образование. Карл Бенц увлекался технологиями и уже в 16 лет поступил в Политехнический колледж в Карлсруэ, где изучал машиностроение. Окончив учебу, он работал слесарем, чертежником и проектировщиком железных мостов. В 1871 году совместно с Августом Риттером (August Ritter) Бенц основал свою собственную компанию в Мангейме (Mannheim).
Первый автомобиль
Благодаря помощи своей будущей жены Берты Рингер (Bertha Ringer; свадьба состоялась в 1872 г.), Бенцу удалось выкупить долю Риттера. Начиная с 1878 года, он работал над проектом газового двигателя как стационарного привода и источника энергии для самоходной повозки. В 1883 году была основана компания “Benz & Cie. Rheinische Gasmotoren-Fabrik Mannheim”, которая успешно продавала стационарный двухтактный двигатель под названием “System Benz”. Тем не менее, изобретатель уже работал над легким четырехтактным двигателем, намереваясь использовать его в качестве автомобильного привода. Новаторство Бенца состояло в проектировании двигателя и транспортного средства как единой системы. Так появился первый автомобиль, и 29 января 1886 года Бенц подал заявление в Императорское патентное ведомство (Imperial Patent Office) на получение патента на “Транспортное средство с приводом от газового двигателя”. Описание изобретения к патенту DRP 37435 можно считать свидетельством о рождении автомобиля.

Прогулка на «Benz Patent Motor Car», первом автомобиле мира. Карл Бенц находится справа, рядом с ним один из его сотрудников Йозеф Брехт.
Даймлер и четырехтактный двигатель
В тот же период в Каннштатте (Cannstatt) Готтлиб Даймлер разрабатывал собственное инновационное средство передвижения. В 1872 году его назначили техническим директором компании “Gasmotoren-Fabrik Deutz AG”. Даймлер и Майбах организовали крупномасштабное производство стационарных моторов и подготовили четырехтактный двигатель Николауса Отто (Nicolaus Otto) к массовому выпуску. Однако в июне 1882 года Даймлер покинул компанию из-за расхождений во мнениях с Отто.
Весной того же года он купил большой дом в Каннштатте недалеко от Штутгарта и обустроил в оранжерее экспериментальную мастерскую. Именно здесь Даймлер и Майбах разработали свой высокоскоростной четырехтактный мотор для автомобилей, рельсовых транспортных средств, катеров и дирижаблей. Затем изобретатели запатентовали двигатель с нерегулируемой системой зажигания от калильной трубки и механизмом газораспределения (1883 год). Двигатели Даймлера вскоре достигли 600 об/мин – в три раза быстрее обычного диапазона скоростей. В 1884 году был создан знаменитый одноцилиндровый двигатель “дедушкины часы”. В 1885 году его запатентовали как “газовый или бензиновый двигатель” и установили на “Рейтваген” – мотоцикл с деревянной рамой. В 1886 году наконец появился первый в мире четырехколесный бензиновый автомобиль.
В 1890 году в Каннштатте была основана компания “Daimler-Motoren-Gesellschaft” (DMG). Ее главным рынком сбыта стала Франция, где двухцилиндровые V-образные двигатели изготавливались по лицензии “Daimler”. Сам Даймлер был вынужден покинуть компанию в 1894 году, но годом позже он вернулся, а в 1897 году возглавил Наблюдательный совет. Умер изобретатель 6 марта 1900 года.

Готлиб Даймлер наслаждается поездкой на заднем сиденье своего «Моторного вагона», которым управляет его сын Адольф. (1871-1913).
Карл Бенц продолжал разработку и совершенствование своего запатентованного автомобиля. К его творению во Франции тоже испытывали огромный интерес. В начале 1903 года Бенц стал членом Наблюдательного совета компании “Benz & Cie”. В 1906 году, переехав в Ладенбург (Ladenburg), он основал фирму “Carl Benz Söhne”. Карл Бенц скончался в Ладенбурге 4 апреля 1929 года, 90 лет назад.
Памятные места
Напоминанием о жизни и достижениях этих двух пионеров автомобильной промышленности служат несколько мемориальных площадок:
* Дом в Шорндорфе, где родился Готтлиб Даймлер, был приобретен концерном “Daimler-Benz AG” в 1979 году. После дорогостоящей реставрации, длившейся около трех лет, его открыли для публики. Здесь представлены модели изобретений, документы и другие экспонаты, рассказывающие о жизни и работе Даймлера.

Место рождения Готтлиба Даймлера в Шорндорфе около Штутгарта, фасад. Фото 2001 года.

Место рождения Готлиба Даймлера в Шорндорфе, недалеко от Штутгарта, выставка на первом этаже. Фото 2001 года.
* Дом Карла Бенца в Ладенбурге в 1905 году стал фамильным домом. В 1985 году его выкупил “Daimler-Benz AG”. С 1986 года здесь располагается штаб-квартира Фонда Готтлиба Даймлера и Карла Бенца.

Дом Карла Бенца в Ладенбурге, внешний вид. Фото 1985 года.

Дом Карла Бенца в Ладенбурге, выставка в садовом домике. Фото 2001 года.
* Экспериментальная мастерская в оранжерее садового домика в резиденции Даймлера в Каннштатте уже в 1940 году была открыта для публики как место памяти. В 1984 году мастерскую отреставрировали. В наши дни здесь находится небольшой музей.