Готлиб Даймлер (17 марта 1834 г. - 6 марта 1900 г.).jpg

Готлиб Даймлер (17 марта 1834 г. - 6 марта 1900 г.)


Ранние годы

Готтлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) родился 17 марта 1834 г. в городе Шорндорф (Schorndorf). Помимо занятий в городской гимназии, по воскресеньям посещал школу технического чертежа, из чего можно сделать вывод о его раннем интересе к машиностроению. В 1848 г. он подрабатывал подмастерьем оружейного мастера Риделя (Riedel) в Шорндорфе, где научился изготавливать двухствольные пистолеты. Несколько лет провел заграницей, изучая машиностроение. Вернувшись в Германию, поступил в Штутгартский политехнический институт, где проучился с 1857 по 1859 год. В конце 1863 г., сменив несколько технических специальностей, получив должность руководителя машиностроительной фабрики «Брудерхаус» (Bruderhaus) в г. Ройтлинген (Reutlingen), там же в 1865 г. познакомился с Вильгельмом Майбахом (Wilhelm Maybach).



9 ноября 1867 г. женился на Эмме Курц (Emma Kurtz) из г. Маульбронн (Maulbronn). В 1869 г. стал главным механиком одного из машиностроительных предприятий в г. Карлсруэ (Karlsruhe), а с 1872 по 1882 год работал главным инженером на заводе газовых двигателей «Дойц» (Gasmotorenfabrik Deutz) вместе с Николаусом Отто (Nicolaus Otto) и Ойгеном Лангеном (Eugen Langen). Именно там он ознакомился с четырехтактным циклом, изобретенным Отто.

Экспериментальная мастерская в Каннштатте

В 1882 г. Даймлер приобрел особняк на ул. Таубенхаймштрассе (Taubenheimstrasse) в г. Каннштатт(Cannstatt), который обошелся ему в 75 тыс. марок. Такую роскошь он мог себе позволить благодаря средствам, скопленным за время работы на заводе «Дойц», и приличной компенсации за увольнение. В саду поместья находилась теплица, к которой Даймлер вскоре пристроил кирпичное помещение, где и обустроил свою экспериментальную мастерскую-лабораторию. Он также расширил садовые дорожки, чтобы по ним мог проехать автомобиль. Первоначальным замыслом Даймлера было создание бензиновых двигателей для всех мыслимых типов транспортных средств — сухопутных, воздушных и водных. Само собой, за основу для своих двигателей он взял четырехтактную технологию Отто. Но сложный механизм зажигания не позволял двигателю развить высокие обороты. Результатом многочисленных экспериментов стал патент на неохлаждаемый, теплоизолированный двигатель, воспламенение смеси в котором происходило при соприкосновении с калильной трубкой. Патент DRP-28022 был шедевром с точки зрения формулировки, поскольку, если разобраться, он представлял из себя лишь интерпретацию четырехтактного цикла Отто.

Патент №28022 стал причиной ожесточенной борьбы в патентном суде между «Дойц» и Даймлером, после того как инженер отказал компании в праве бесплатно использовать систему нерегулируемого воспламенения от запальной трубки. Суд удовлетворил требования Даймлера после того, как тот лично отстоял свою позицию на слушании.

В конце 1883 г. был введен в эксплуатацию первый экспериментальный двигатель. Он был отлит в колокольной мастерской, где значился в журнале как «маленькая модель мотора». Благодаря калильному зажиганию и использованию выпускного клапана, который регулировался криволинейным пазом, двигатель достиг 600 об/мин и намного превзошел все ранее созданные агрегаты, производительность которых находилась в пределах 120-180 об/мин. Следующий опытный двигательДаймлера известен под названием «дедушкины часы», которое он получил из-за внешнего сходства с напольными часами. Первая версия, созданная в 1884 г., выдавала 1 л.с. при 600 об/мин, а ее конструкция отличалась легкостью и компактностью. Даймлер и Майбах наконец решились установить свой двигатель на механическое транспортное средство. Первым опытным образцом стал мотоцикл с деревянным каркасом, описываемый как «повозка для поездок» (Reitwagen).

Одноцилиндровый мотор, по размеру еще компактнее «дедушкиных часов», был расположен под водительским сидением. 29 августа 1885 г. Даймлер получил Патент №36423 на «Транспортное средство с газовой или бензиновой приводной машиной», как значилось в описании. К весне 1886 г. Даймлерзаказал в штутгартской фирме «В. Вимпф и сын» (W. Wimpff-Sohn) транспортное средство, описываемое как «американская карета». Повозка была произведена в Гамбурге (Hamburg) и собрана в Штутгарте (Stuttgart), а затем 28 августа тайно доставлена к дому Даймлера, якобы в качестве подарка на день рождения его жене. Согласно сохранившимся документам, Даймлер заплатил за карету 775 марок. Двигатель, вместе с рулевым механизмом установленный на машиностроительном заводе в Эсслингене(Maschinenfabrik Esslingen) по распоряжению Майбаха, выдавал 1,5 л.с. и был построен по образцу «дедушкиных часов». Двигательная энергия мотора передавалась при помощи системы ремней. «Моторная карета» Даймлера считается первым в мире четырехколесным автомобилем.

Общество «Моторы Даймлера»

Следующим после моторизированной повозки экспериментальным транспортным средством стала лодка. Патент DRP-39367 был выдан на «установку, предназначенную для приведение в движение вала гребного винта корабля при помощи газовой или бензиновой приводной машины». В июне 1887 г.Даймлер приобрел новый производственный объект, расположенный на холме Зеелберг (Seelberg),Каннштатт. Он нанял 23 сотрудников, которые прошли тщательнейший отбор, а его секретарь Карл Линк(Karl Linck) взял на себя обязанности по ведению бухгалтерии и переписки. Конечно, для сугубо экспериментальной деятельности такой штат сотрудников был слишком большим и Даймлеру пришлось потратить часть своего состояния на покрытие расходов и издержек. Кроме того, доходов, получаемых в то время в основном от успешной продажи лодочных моторов, было недостаточно для закрытия бухгалтерских книг.

Тяжелая экономическая ситуация сподвигнула Даймлера на поиск партнеров, в результате которого удалось привлечь управляющего директора порохового завода «Кельн-Роттвейлер» (Köln-RottweilerPulverfabrik) Макса фон Дуттенхофера ( Max v. Duttenhofer) и его друга Вильгельма Лоренца (WilhelmLorenz). 28 ноября 1890 г. было основано акционерное общество «Моторы Даймлера» (Daimler-Motoren-Gesellschaft, DMG). В соответствии с условиями Соглашения о создании консорциума, Майбаху было уготовано кресло технического директора DMG. Однако, для такого эксперта, как Майбах, условия контракта оказались неприемлемыми. В итоге, 11 февраля 1891 г. Майбах покинул компанию DMG.

Между Дуттенхофером и Даймлером появились разногласия относительно продукции компании. ДляДуттехофера приоритетным было строительство стационарных двигателей, а Даймлер планировал производить автомобили. Когда стало ясно, что ситуация патовая, и Даймлер прибегнул к хитрости. По его замыслу, разработка проектов должна была проводиться независимо от DMG и с участием Майбаха. Такой план позволил Даймлеру убить двух зайцев, поскольку в случае расторжения контракта сМайбахом пришлось бы выплачивать немалую компенсацию. Дом Майбаха, в то время находящийся на ул. Кёнигштрасе, 44 (Königstrasse, Каннштатт), во второй раз превратился в конструкторское бюро. Полтора года — до 1892 г. — проектно-конструкторские работы велись именно здесь. Осенью 1892 г. Майбах от имени Даймлера взял в аренду часть участка, где раньше располагался отель «Герман» (Hotel Hermann). На площадке, которая раньше служила местом официальных встреч, теперь проводились испытания автомобилей. Патенты на созданные проекты оформлялись на имя Майбаха.Даймлер заботился лишь о финансовой стороне предприятия, а Майбах наслаждался полной творческой свободой. Среди выдающихся изобретений Майбаха, созданных в этот период, стоит упомянуть двигатель «Феникс» и карбюратор с распылителем, который пришел на смену испарительному карбюратору.

Компания DMG достигла экономического успеха и не утратила его даже после ухода Майбаха. О многом говорит то, что изобретения Даймлера и Майбаха использовались в промышленных масштабах за рубежом — во Франции, в частности. С 1890 г. единственными двигателями, которые два пионера автомобильной индустрии Панар (René Panhard) и Левассор (Émile Levassor) использовали в своих транспортных средствах, были духцилиндровые V-образные моторы, разработанные Майбахом. Лицензию на использование этих агрегатов Панар и Левассор приобрели у DMG в 1889 г.

У Готтлиба Даймлера было больное сердце. Зимой 1892-93 гг. он в очередной раз заболел, а весной для восстановления сил отправился во Флоренцию. Там он снова встретил Лину Гартман, уроженку Баварии и вдову тосканского отельера, с которой ранее познакомился в Каннштатте. Его первая жена Эмма умерла 28 июля 1889 г., и утонченная Лина Гартман, которая была на 22 года младше Даймлера, произвела на инженера такое впечатление, что он решил немедленно сделать ей предложение. Свадьба состоялась 8 июля 1893 г. в Швебиш-Халль (Schwäbisch Hall), а медовый месяц молодожены провели в Чикаго. Даймлер не упустил возможность посетить всемирную выставку достижений автомобильной промышленности, которая на тот момент проводилась в городе.

Проблемы со здоровьем начали оказывать пагубное влияние на Даймлера, как руководителя DMG. К примеру, в 1893 г. он не воспользовался возможностью приобрести еще 102 акций, которые позволили бы ему сосредоточить в своих руках контрольный пакет холдинга. Однако, вполне возможно, он отклонил это предложение из-за того, что испытывал сомнения относительно дальнейших перспектив компании. Отношения между Даймлером с одной стороны и Лоренцом и Дуттенхофером с другой становились все более напряженными. В конечном итоге, эти два бизнесмена фактически лишилиДаймлера его акций, требуя урегулировать задолженность перед банком, составившую 400 тыс. марок. По их словам, если бы Даймлер этого не сделал, компании грозило бы банкротство. Лоренц иДуттенхофер предложили лишь один вариант разрешения проблемы — Даймлер должен был продать им свой пакет акций и права на все изобретения по цене 66 тыс. 666 марок. Желая предотвратить финансовый крах компании, Даймлер неохотно согласился на такие условия.

Однако после того, как Даймлер оказался за бортом, компании больше не удавалось сыскать удачу. Технический успех испарился, а бухгалтерские отчеты производили все более удручающее впечатление. В 1895 г. компания DMG снова предложила должность Майбаху, но тот ответил, что без Даймлера не вернется. Дуттенхофер, крайне безэмоциональный в деловых вопросах, никогда бы не согласился на эту сделку, если бы не ряд новых обстоятельств, которые заставили сердца высшего руководства DMGрастаять. Благодаря спроектированному Майбахом мотору «Феникс», двигатели компании приобрели международный авторитет. Группа британских промышленников во главе с Фредериком Симмсом(Frederick Simms) выразили желание приобрести лицензию на использование «Феникса» на территории Великобритании. Они были готовы заплатить невероятную сумму — 350 тыс. марок при условии, чтоДаймлер вернется в компанию. Наблюдательному совету DMG пришлось переступить через свою гордость и согласиться на сделку. Члены совета попросту не могли упустить такую крупную сумму, учитывая неустойчивое финансовое положение компании.

Возвращение Даймлера и Майбаха принесло такое увеличение прибыли, о котором можно было лишь мечтать. Даймлеру вернули его пакет акций стоимостью 200 тыс марок и еще 100 тыс. марок в качестве бонуса. В Правлении он занимал должность генерального инспектора и одного из экспертных советников, в то время как Майбах, согласно контракту, 8 ноября 1895 года приступил к исполнению обязанностей технического директора DMG. Он также получил акции на сумму 30 тыс. марок, которые полагались ему по контракту, заключенному с фирмой Даймлера в 1882 г. Основной задачей Майбахабыло восстановление конкурентоспособности DMG за счет создания технически прогрессивной, надежной продукции. Основой в разработке новых решений стали проекты, созданные им в отеле «Герман». Что касается Даймлера, он пробыл на должности еще четыре с половиной года, пока смерть не настигла его 6 марта 1900 года.
  • Мне нравится
Реакции: Danyel