Угол продольного наклона (Caster) – это угол на который наклоняется опорная точка руления от вертикали (вперед или назад). Если опорная точка отклонена назад (т.е. если верх расположен позади нижней точки), значит угол продольного наклона положительный, а если наоборотот, то отрицательный.
Положительный угол имеет тенденцию удержания колес прямо когда автомобиль едет вперед и таким образом используется для усидения прямолинейной стабильности. Механизм который оказывает такое воздействи иллюстрирует обычная тележка в супермаркете. Ось управления тележки из супермаркета расположена впереди того места, где колесо касается земли. Если тележка толкается вперед, колесо тащится точно вслед за точкой управления. Сила которая вызывает такое следование пропоционально дистанции колеса от точки управления, чем больше это растояние тем больше эта сила. Такое растояние также называют “хвост”.
Вследствие многих ограничений, очень желательно иметь ось руления прямо над колесами, таким образом хвост должен быть равен нулю, в таком случае колесо будет иметь относительную свободу вращения.
В действительности сама резина “создает небольшой угол”, этот феноминальный эффект носит название “пневматический хвост”. Но этот эффек гораздо меньше, чем создаваемый механически, поэтому мы будем его игнорировать. Слава Богу, есть возможность создать небольшой угол подтягивая ось управления в положительном направлении. С таким выравниванием опорная точка управления располагается чуть впереди и наблюдается тот же эффект, что и на тележках в супермаркете.
Наклонная ось управления оказывает другое важное воздействие на геометрию подвески. Так как колеса вращаются вокруг опорной точки, они наклоняются вовремя поворотов. Этот эффект лучше всего наблюдать если представить себе нереалистичный крутой поворото, когда ось управления находится в горизонтальном положении, колеса просто изменяют угол наклона, а не направление. Под воздействием этого эффекта внешнее колесо получает отрицательный угол, а внутреннее колесо – положительный. Установки углов обычно меняют для лучшего прохождения поворотов, однако тут можно и перестараться.
Большинство машин не чуствительны к установкам угла. Тем не менее, очень важна что углы одинаковые с обоих сторон, чтобы не было тенденции к ведению одной стороны. Хотя большой угол вызывает увеличение прямолинейной стабильности, в тоже время повышаются усилия, затрачиваемые на руление. 3-5 градусов положительного угла – это типичные установки, более низкие значения используются на тяжелых машинах, чтобы облегчить руление.
Джон Хагерман