А потому как всех оболванили стехиометрическим составам смеси и даже придумали для этого соответствующую лямбду.
Только лямбда дружит априори со смесью, но не с самим мотором!
Если мотор уже имеет амортизацию поршневой, он уже не в состоянии соразмерно циклу сжигать стехиометрические смеси паспортного ОЧ, зато утяжеление бензина соразмерно компенсирует потери давления - при сжатии смеси, и энергетика двигателя (через скорость сгорания смеси) восстанавливается до свежего номинала мощности.
Хотя это уже бензин не паспортный, вот почему единственной альтернативой 80-му, может быть только дополнительная фрезеровка ГБЦ, поскольку она компенсирует необходимое сжатие под паспортный бензин.
Замеры компрессии не всегда дают точный показатель соответствия двигателя, поскольку есть ещё и остаточные газы в цилиндрах, а они сильно снижают скорость сгорания ТВС, и получается что с компрессией 12 Бар, старый двигатель уже не может работать производительно на 92-м бензине.
Зато в этих же условиях наполнения и отравления топл. заряда инертными газами, мотор обеспечивает предельный номинал кинетической мощности, но уже на 80-м бензине.
Точно так же и ТАЗ-ы, они с успехом отработают целых два ресурса ЦПГ на отраслевом бензине, если ТВС окажется должным образом скорректирована под компрессионные показатели ВАЗ-овского мотора.
Вот поэтому, вместо кислородников необходимо было применять датчики температуры выхлопных газов, в этом случае ЭБУ контролирует уже саму эффективность мотора, а состав ТВС будет адаптивно обеспечивать должную температуру газов - соответствующую наибольшей производительности мотора.
Собственно, в спортивных версиях моторов и авиации, так это и сделано!
А рядового потребителя, как всегда включили в безвыходный финансовый товарооборот.
Когда рабочие температуры цикла сгорания смеси достигают предельно производительных показателей давления, то никакое масло, колпачки и прочая набегающая хрень, просто не в состоянии загадить мотор, потому как все сгорит без остатка! С температурой под 2000* уже не поспоришь, отстанет и удалится из камер двигателя даже очень застарелое говно, которое и руками отодрать от поршней не всегда удаётся.