\
гугл не молчит.Я только перечитал статью.
Каким уровень масла двигателя должен быть? Понятно, что уровень масла должен находиться между метками MIN и MAX. Идеальный уровень - 3-4 мм ниже MAX. Опасность повреждения двигателя существует как при очень низком, так и при слишком высоком уровне масла. По крайней мере многие автопроизводители в своих лучших традициях пишут “для дураков” прямо на крышках маслозаливных горловин: “Во избежание повреждения двигателя уровень масла не должен превышать отметку Max!”. Правильнее сказать, раньше писали. Теперь в лучших интернет-традициях делают ссылку на инструкцию по эксплуатации, в которой дословно написано (цитата): “Следите, чтобы уровень масла не превышал нормы. Если уровень масла выше максимальной отметки на маслоизмерительном стержне, то было залито излишнее количество масла. Вследствие этого возможно повреждение двигателя или катализатора. Откачайте лишнее масло”.
Но есть еще один интерестный аспект: возьмем, к примеру, двигатели М112/М113 или М272/М273. Казалось бы, братья-близнецы. Разница в том, что М112 и М272-й двигатели - V-образные шестерки, М113 и М273 - соответствующие им V8, то есть имеют банально на 2 цилиндра больше. Ну пусть у V6 имеется балансирный вал, которого у V8 - нет, а в остальном это абсолютно одинаковые двигатели. Однако давайте попробуем разобраться:
- заправочные объемы масляных систем всех этих моторов примерно одинаковы - колеблются около 8 литров;
- двигатели имеют идентичную систему охлаждения моторного масла (AMG моторы не в счет) - небольшой теплообменник вода-масло на корпусе масляного фильтра (справедливости ради замечу, что были М112 без теплообменников - на американских моделях и на первых вариантах W211);
- V8 имеют большее количество точек смазки: плюс два шатуна, плюс коренной подшипник, плюс две форсунки на днища поршней, плюс по одной опоре на каждый распредвал, плюс 6 или 8 гидротолкателей, минус постель балансирного вала. Итого расход масла через эти дополнительные точки смазки возрастает примерно на 20%. Но масла-то - одинаковое количество! Т.е. масло, которое лежит в поддоне двигателей М112 и М113 в одинаковых количествах в случае с М113 должно на 20% чаще из этого поддона забираться и поступать в двигатель для смазки, нагреваясь там, т.е. просто чаще циркулировать. Но охлаждается-то оно только в теплообменнике до 100оС в лучшем случае (слишком мало время нахождения масла в теплообменнике, чтобы оно передало много тепла охлаждающей жидкости, которая в Мерседесах совсем не холодная (температура летом 100-110оС даже перегревом не считается). Все остальное время масло охлаждается в алюминиевом поддоне двигателя. Но простите, как оно будет эффективно охлаждаться, если ему и полежать-то там не дают - для равноэффективного охлаждения масла в поддоне, последний для двигателя М113 должен вмещать 9,6 литров масла против имеющихся 8 литров у М112. Но заправочные объемы-то одинаковые. Это означает, что при прочих равных условиях при работе двигателей с равными высокими нагрузками при высокой температуре, масло в V8 пострадает (потеряет свои свойства) намного быстрее, чем в моторе V6. Вывод из этого напрашивается один - либо для V8 использовать масла заведомо более высокого качества, либо с лучшими высокотемпературными характеристиками, либо, банально, чаще менять его.
- кроме того: разница в уровне масла между Min и Max по щупу для линейки М112/М113 составляет 2 литра. Таким образом, если на масляном щупе Вашего автомобиля с двигателем М113 масло на уровне Min, значит его там не 8 литров, а всего 6! Ситуация еще более усугубляется – оно еще на четверть быстрее проходит по системе и еще на четверть быстрее теряет свои свойства! Вот так уровень может влиять и на межсервисный интервал и на качество выбираемого масла.
Измерение уровня масла в двигателе с помощью штатного масляного щупа
Самое привычное действие, знакомое нам еще с давних времен. Вынул щуп из трубки, протер, вставил обратно - и потом уже проверяешь - действительно ли уровень масла находится между метками MIN и MAX. Начиная с 2005 года Мерседес вернулся к нормальной схеме с масляным щупом вместо датчика уровня В40 и заглушки на трубке щупа (для сервисного щупа) – остались только два двигателя, в которые завод так и не пускает никого - М275 и М285 - 12-цилиндровые битурбо (на этих двигателях щупы так и не появились).
Измерение уровня масла выполняется только на прогретом до рабочей температуры (температура масла должна быть более 60оС, для двигателя М156 - не менее 85оС, для двигателя М159 - 105оС), при условии, что после выключения двигателя прошло не менее 5 минут и автомобиль стоит на ровной горизонтальной поверхности. Необходимо извлечь щуп, вытереть его сухой неворсистой бумагой и, подождав секунд 10, выполнить измерение уровня, вставив щуп до упора в трубку и извлечь его. Уровень масла должен находиться между метками MIN и MAX. Идеальный уровень – 3-4 мм ниже MAX.
Есть одна особенность: на большинстве современных двигателей на извлеченном из трубки щупе как правило вообще нет следов масла. Тут речь идет о двигателях М272, М273, ОМ642. WIS конкретно описывает перечень моделей и двигателей, страдающих этим. Поэтому для точного измерения необходимо щуп извлечь из трубки, протереть его, подождать секунд 20-30 и повторить измерение.
Разница между MIN и MAX по штатному щупу составляет 2 литра для большинства легковых Mercedes-Benz, за исключением:
- W168, W169, W245;
- W209, W211, W219, R230 (все - с двигателем М273);
- W203, W204, W211 (все - с двигателем М271);
На указанных машинах между мин и максимумом - примерно 1,5 литра.
Нет масляного щупа на двигателях:
- M112.912/913/946/949/955/973;
- M112.961 на W203;
- M112.917 / 954 на W211 4Matic и M112.975 на W220 4Matic;
- M112.910/911/914/914/920/922/923/940/942/943/944/947/960/970/972 и M112.921/941 без 4Matic;
- M112.921/941 на W210 4Matic;
- M113.9443/944/961 и M113.940, кроме 4Matic;
- M113.940 на W210 4Matic;
- M113.948/966 на W220 4Matic и M113.969 на W211 4Matic;
- M113.987 на W209 и M113.988 на W203;
- M113.986 на C215, W220;
- все двигатели М137, М275 и М285;
Владельцам автомобилей с этими двигателями придется проверять уровень либо через меню комбинации приборов, либо сервисным щупом на станции техобслуживания.
Измерение уровня масла в двигателе через меню комбинации приборов
Измерение уровня масла в двигателе через меню комбинации приборов на автомобилях с датчиком В40.
Схема измерения уровня масла без штатного щупа, с использованием очень чувствительного датчика уровня была популярна у конструкторов Mercedes-Benz до 2005 года, когда от нее практически полностью отказались - сейчас щупы присутствуют на всех типах со всеми вариантами двигателей, кроме М275 и М285.
Измерение в прямом смысле этого слова (т.е. не качественная оценка типа “ОК!”, а конкретный уровень масла в поддоне в мм) возможен только на автомобилях с датчиком уровня/качества/температуры моторного масла В40. Они, как и все остальные автомобили имеют измерительную трубку, которая заглушена не щупом, а банальной заглушкой. Для измерения уровня масла необходимо при включенном зажигании, находясь в окне актуального пробега, листать кнопками “стрелка вверх” / “стрелка вниз” на левой спице руля, пока не появится предупреждение, что, “измерение можно сделать только на неработающем двигателе”. Потом система напишет, что уровень измеряется в данный момент, а потом уже напишет, что уровень О.К., не О.К., или столько-то литров масла нужно долить! При этом двигатель понятно должен быть прогрет до рабочей температуры, быть заглушенным не менее 5 минут назад.
Понятно, что датчик, как любой измерительный инструмент, имеет погрешность. Поэтому иногда на дисплеях комбинаций приборов загорается предупреждение о минимальном уровне масла, при том что уровень на самом деле в норме. Для этого завод предусмотрел в меню корректрировочных настроек блока управления МЕ (блок управления двигателем) возможность подстройки момента срабатывания датчика на предупреждение о минимальном уровне - 3 миллиметра в плюс и 3 миллиметра в минус. Сделать такую регулировку возможно только с помощью прибора StarDiagnosis.
Датчик В40 - вообще вещь очень неплохо задуманная, но плохо исполненная. Датчик – “три в одном” - измеряет уровень, температуру и качество масла. При работающем двигателе датчик В40 выдает сигналы:
- уровень масла в двигателе ниже Min;
- уровень масла выше Max;
При неработающем двигателе датчик выдает информацию о недостатке масла или превышении уровня.
Датчик использовался на всех автомобилях с двигателями:
- М166, М112, М113, М137, М275;
- М271 (только на W203 и W209 до 31.05.2005 года и на W211 до 2006 модельного года);
- ОМ611 (на W202, W203 и W210);
- ОМ612 (на W202, W203, W210, W163);
- ОМ613 (на W210 и W220);
- ОМ628, ОМ629, ОМ640;
- ОМ646 (на W203, W209, W211 - выпуска до 2006 модельного года);
- ОМ647 и ОМ648;
- ОМ668;
- М111Evo (двигатели M111.951/955/981);
Есть один двигатель, для которого не предусмотрен не только штатный, но и сервисный щуп - это двигатель М275. Проверка уровня масла в таких двигателях выполняется только по показаниям датчика уровня масла
- М112.946/949/953/954/955/961/973/975;
- М113.948/963/964/966/967/968/969/971/987/988/989/990/991/992/993/995;
- М137.970;
- М275.X - причем для всех вариантов этого двигателя завод предписывает измерять уровень масла в двигателе исключительно через показания датчика уровня масла.